Александр Гольц: Статьей об армии Путин вступился за Сердюкова, защищая его от отставки

20/02/2012 - 17:06 (по МСК) Ренат Давлетгильдеев
Новую программную статью Владимира Путина, посвященную проблемам армии, обсудили с заместителем главного редактора «Ежедневного журнала» Александром Гольцем.

Давлетгильдеев: Вас поражают цифры, которые Владимир Путин приводит?

Гольц: Нет, в них, в общем-то, нет ничего нового.

Давлетгильдеев: А эта гигантомания, цифра 23 млн. рублей?

Гольц: Эта цифра была сообщена еще год назад, по крайней мере, несколько месяцев назад.

Давлетгильдеев: Просто я вспоминаю сейчас обстоятельства отставки Алексея Кудрина с поста министра финансов. В частности, он говорил про то, что невозможно будет реализовать программу по перевооружению и модернизации армии за эти 10 лет. Там как раз эта цифра звучала.

Гольц: Она еще раньше звучала. Да, вы совершенно правы. Это вопрос большой дискуссии, можно реализовать эту программу, но ничего нового в этом нет.

Давлетгильдеев: Мне кажется, понятно, что это шестая статья Путина, скорее, к ней нужно относиться как к предвыборной. И не как к статье премьера, а как к статье кандидата в президенты, все это направлено исключительно на улучшение своего политического имиджа в преддверии президентских выборов. А реализована программа не будет просто потому, что на это нет бюджетных денег.

Гольц: Нет-нет, как раз деньги могут и найтись, просто они будут потрачены впустую. Я бы обратил внимание на то, как резко отличаются друг от друга части статьи. Та, которая посвящена военной реформе, она чрезвычайно конкретная, чрезвычайно ясная, показывает вполне позитивное движение в сторону добровольческих вооруженных сил – того, что в России называется профессиональной армией. В то же время все, что посвящено военной промышленности, после этого перечисления того гигантского количества военной техники, которую армия получит в ближайшие 10 лет, все остальное состоит из лозунгов и благих пожеланий.

Поставлена фантастическая задача стать технологическим лидером оборонной промышленности в мире. Один бог знает, какими средствами Путин и те, кто писал эту статью, собираются реализовать эту задачу. По-моему, если Путин в какой-то момент понял необходимость кардинальной, очень болезненной реформы вооруженных сил, понимание необходимости такой реформы оборонной промышленности к нему еще не пришло.

Давлетгильдеев: Последние истории с оборонзаказом показывают, что профессиональные армии предпочитают как-то отказываться от российского вооружения и делают выбор в пользу французского и т.д.

Гольц: Те случаи, когда подписываются контракты, они единичны и они, скорее, имеют воспитательное значение. Все советское и постсоветское время наша оборонка жила в ощущении, что армия будет обречена закупить все, что они произведут. А тут им говорят: ну не можете то, что нам нужно, производить, значит, купим где-то еще. Я не думаю, что иностранные контракты станут серьезной тенденцией.

Давлетгильдеев: Хорошо, предположим мы эту программу принимаем как руководство к действию на ближайшие 10 лет. Кому предстоит реализовывать на практике все эти планы Путина - нынешнему министру обороны Сердюкову или, на ваш взгляд, его в новом правительстве сменят?

Гольц: Еще недавно я бы предположил, что его сменят, потому что на Сердюкова выпала самая тяжелая и малоприятная часть военной реформы, а именно увольнение сотен тысяч человек из армии. Во многих случаях это делалось вполне по-советски, когда люди не получали обещанного социального пакета и т.д. Поэтому понятно, что большой любви к Сердюкову в вооруженных силах нет. Поэтому, с бюрократической точки зрения, по завершению этой самой грязной работы ее исполнителя следовало бы переместить на какую-то другую должность. Но сейчас, как следует из статьи, Путин берет на себя ответственность за эти реформы. Поэтому я бы не исключал, что Сердюков останется.

Давлетгильдеев: Эта связка Сердюков-Рогозин, потому что Рогозин в последнее время на посту вице-премьера приподнимается, в основном, на армейских историях, историях с развитием ОПК. Взаимодействие этой пары каким вам кажется в дальнейшем?

Гольц: Я не думаю, что это очень надежная связка, поскольку один человек совершенно непубличный и всегда мучительно выступает перед прессой, а другой – кадровый политик, завзятый шоумен, который, правда, периодически несет откровенную чушь. У меня даже появилась некая гипотеза о том, что Рогозин под прикрытием этих постоянных шоу, которые он устраивает, в результате этих шоу ни у кого не повернется рука сказать, что он – американский шпион и действует по приказу Госдепа провести эти болезненные реформы. Впрочем, не исключено, что вся эта клоунада так клоунадой и останется. 

Также по теме
    Другие выпуски