Безумный Лондон 60-х, злачный Берлин 20-х и вечно счастливый Парк Горького: что смотреть в выходные

17 августа, 19:28 Денис Катаев
3 371

Как лучше и с пользой провести ближайший уик-энд, рассказывает Денис Катаев. В этом году все пропитано 60-ми, молодежный и революционный 68-ый звучит практически отовсюду.

Очередной фильм в тему — My generation, «Мое поколение», из прошлогодней венецианской программы. Сумасшедший Лондон шестидесятых, Beatles, Твигги, Дэвид Бейли и их окружение. Все это глазами одного из самых известных британских актеров — Майкла Кейна — на языке пролетарского кокни. В общем, вы поняли: безумство храбрых — вот мудрость жизни! 

Все, что вы представляли о той романтике — именно все это в фильме и показано. Проводник — Майкл Кейн, которого 60-е тоже сделали звездой, этого актера-самоучку с лондонских окраин, который еще и разговаривал на простом рабочем наречии. Молодого и дерзкого Кейна мы там тоже увидим во всей красе. Он стал иконой и, можно сказать, символом того времени, который сгруппировал вокруг себя и других героев рок-н-ролльной эпохи, стал неким даже собирательным образом вроде бы таких же, как все, но все-таки отстраненным — тем, кто не пускался во все тяжкие, а потому сегодня с трезвой головой может оглянуться назад.

Через него проносятся потоки сознания более отвязных, рэперных точек той разудалой и такой яркой жизни. Спутниками Кейна логично оказываются главные сибариты того Лондона — модель Твигги, музыкант Пол Маккартни, певица Марианна Фейтфулл и фотограф Теренс Донован. Те, кто смог продержаться до дня сегодняшнего, вместе с Кейном расскажут, как 60-е освободили их, выпустили их энергию наружу, а заодно и растормошили общество и закостенелую политическую систему с классовыми стереотипами.

Музыкальная и сексуальная революции неизбежно выливаются в социальную. Об этом и фильм. Мини-юбки и поп-арт в конце концов приводят к равноправию, как бы скандально это ни показалось на первый взгляд. И вот парадокс: без 60-х не было бы этих героев, а их, в свою очередь, не было бы без 60-х. Вообще этот фильм — урок о том, как личность влияет на ход исторических событий. Люди воспользовались тремя минутами на жизнь после череды войн и кризисов, и у них это круто получилось. Ханжество и скука ушли из их жизни. Дальше, возможно, будет еще тяжелее, но это потом. Сейчас – свобода. Это очень атмосферное и легкое кино, которое в нашей напряженной жизни может быть сеансом релаксации и некой машиной времени в короткую счастливую жизнь под кайфом и без проблем, которую мы потеряли. Лучшего фильма для летней Москвы, конечно, и не придумаешь, так что обязательно посмотрите.

Если хочется чего-то посерьезнее, то вам в кинотеатр «Октябрь», где «Гете-институт» в программе «Каро. Арт» показывает культовый фильм «Берлин, Александрплац» Райнера Вернера Фассбиндера. Не просто фильм, а мини-сериал 80-го года, 13 серий с сюрреалистичным эпилогом. Событие очень важные для поклонников режиссера. Первые пять серий уже показали, но вы можете догнать оставшиеся — тем более, что предыдущие сможете нагнать в сети.

Фильм показывают специально к юбилею немецкого писателя Альфреда Деблина и 90-летию его знаменитого романа «Берлин, Александерплац». Для Фассбиндера это было очень личное и важное произведение в постижении собственной идентичности. Он прочел его еще подростком, а об экранизации мечтал, выходит, всю жизнь. В итоге, эпохальная работа – одна из завершающих в его карьере, очень жирная точка и яркий эпилог. По форме это чуть ли не мыльная опера, теле-мелодрама про жизнь и страдания бывшего рабочего и сутенёра Франца Биберкопфа, который выходит на свободу после четырех лет в тюрьме, в которой он отсидел за убийство подруги. Теперь он исправился и хочет начать новую жизнь.

Но Берлин конца 20-х мешает его благим намерениям: он сталкивается с мрачным миром, в котором правят лжецы, мелкие мошенники, проститутки, пьяницы и фашисты. С этим справиться сложно, и он проходит через череду испытаний. Всеобщий любимчик пробирается через женщин и черную работу, теряет руку, но в итоге обретает лучшего друга — двойственного, таинственного, но притягательного Райнхольда, который окажется ему самым близким и родным в итоге.

Про эту неоднозначность дружбы и любви и снимает свою чувственную эпопею автор. Так что легкая форма — всего лишь видимость для непосвященных. Конечно, Фассбиндер намного глубже. А приключения Франца вполне ложатся на модернистские Одиссеи его предшественников — Леопольда Блума из «Улисса» Джеймса Джойса, например. А чего стоит один эпилог, который покажут в воскресенье — настоящий арт-перформанс от Фассбиндера, где наружу выходят все его фантазии и тайные желания, ради чего фильм и снимался.

Просмотр «Берлин, Александрплац» — особый опыт, который, конечно, было интересно посмотреть без перерывов, как Фассбиндер и задумывал изначально. Но при жизни это его желание не осуществилось. Однако после смерти в Америке устроили такой просмотр, он длился 15 с половиной часов. Многие потом заявили, что это было самым сильным впечатлением в их жизни и что они «проделали путь по ауре религиозной притчи».

Еще один 90-летний юбилей справляет в этом году Парк Горького. На это событие решили откликнуться театрализированной инсталляцией в Московском музее современного искусства. Она так и называется: «Парк Горького. Фабрика счастливых людей».

С этого названия фактически и началась история Парка — именно так парк назвал английский писатель Герберт Уэллс, посетивший Москву в 1934 году. В дальнейшем это название сократилось до «Фабрики счастья» и стало одним из неофициальных имен парка. Уэллс был фантастом — потому, может, и не разглядел в сталинской России ничего кроме того, как вольно дышит человек в парке культуры и отдыха. Но тоже был фасад и потемкинская деревня — почему бы не эксплуатировать этот миф?

Путешествие во времени через разные эпохи в пространстве одного Парка Горького – вот такой аттракцион предлагают кураторы. Они вместе со студентами мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича из ГИТИСа, театральными художниками, создают иллюзию погружения, свой портал и таймлайн, где вы за один час сможете оказаться в разных десятилетиях, от той самой «Фабрики счастья» до Gorky Park. Маршрут построен линейно, с москвоведческими комментариями.

 Это познавательный путь от Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в 1923 году до сегодняшнего дня, с приметами и хроникой конкретного времени, которое постарались обыграть кураторы и студенты. На выставке в MMOMA вы увидите более 1500 фотографий, около 70 скульптур, более 30 телевизоров, транслирующих видеохронику 90‑х годов, семиярусный фонтан с голицынской ротондой и, конечно, девушкой с веслом. Через годы, через расстояния парк не прощается с тобой.

Для тех, кто уже был в отпуске или, наоборот, о нем только мечтает, в эти выходные в летнем кинотеатре в саду «Эрмитаж» пройдет международный кинофестиваль документальных фильмов о путешествиях — The Way Weekend. В программе не просто лайф-стайл картины или экзотические роуд-муви, а целые приключения. Будь то поиск универсального лекарства или путешествие по Израилю на электрокаре — с надеждой найти ответ на вопрос, что делать со своей жизнью.

В субботу покажут любопытный голландский фильм «Ближе к Маартену». Жутко эмоциональный проект, после которого организаторы даже специально проведут обсуждение с психологами экстренной психологической помощи МЧС. И вот почему. «Ближе к Маартену» — это очень личное путешествие по следам погибшего отца. Герои отправляются в Индию, чтобы найти следы пропавшего там 15 лет назад сына и брата.

Юный голландец поехал туда за приключениями и исчез в 1999 году. Связь была потеряна навсегда. Эта поездка — попытка разобраться в той трагедии. Отец и брат находят новые письма, фактами и объекты, связанные с исчезнувшими. Это настоящий детектив и семейное расследование, они отправляются по его следам, чтобы больше узнать о таинственной истории пропажи и найти способ с ней примириться, как-то поговорить с ним спустя столько лет.

Тем, кто окажется в Петербурге, Денис Катаев советует обратить внимание на старейший в России фестиваля contemporary танца OPEN LOOK, который открылся в 20-ый раз на этой неделе. На этой неделе в Питере танцуют, в программе — эффектные уличные акции, в том числе на исторических площадках, — например, на парадном дворе Юсуповского дворца. Кроме того, премьеры лучших российских коллективов, питерского же АХЕ, мастер-классы опытных зарубежных педагогов, перформансы, буто-представления и много чего еще.

Под занавес Open Look в субботу на Новой сцене «Александринки» покажут эффектное визуальное представление ZERO от британской компании Humanhood. Вот, что сказано в описании перформанса: «завораживающее взаимодействие двух танцовщиков похоже на ритуальное путешествие, которое дает возможность перенестись в фантастический мир воображения и красоты, с необычным звуковым и световым решением». Танцовщики – звезды современного танца, Руди Коулом из Бирмингема и Джулия Роберт из Барселоны.

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю