Адвокат Сергея Мохнаткина: его должны отпустить, потому что у следствия нет доказательств его вины

09/01/2014 - 21:47 (по МСК) Павел Лобков, Юлия Таратута

Активист Сергей Мохнаткин, который, по данным следствия, ударил полицейского, не признал вину и после предъявления обвинения. В отношении Мохнаткина было возбуждено уголовное дело по статье «Применение насилия в отношении представителя власти». 

Мохнаткину грозит до 5 лет заключения. С нами в студии адвокат Сергея Мохнаткина Вячеслав Макаров.

Лобков: Второй раз уже, на том же месте, случайно проходил, увидел что-то, получил удар от милиционеров, второй раз подряд одна и та же версия поведения вашего клиента фигурирует. Как вы думаете, суд, даже самый беспристрастный, поверит в то, что два раза на одном и том же месте может происходить по одному и тому же сценарию?

Макаров: Как подходить. Дело в том, что если одни и те же методы воздействия, если новых методов не изобрели, а применяют к активисту, который неудобен, и который занимал активную позицию по защите другого активиста  по болотному делу Сергея Кривого, и нет другого способа, может быть, от него избавиться, то почему же? Старый проверенный способ, очень хороший, тем более, где свидетелем выступают не обычные граждане, не фото, видео, а показания двух свидетелей, сотрудников второго оперативного полка ГУВД Москвы.

Таратута:  То есть фото и видеосвидетельств нет?

Макаров: Они разные.

Лобков: Есть, которые можно трактовать в пользу следствия, есть, которые можно трактовать в пользу вашего подзащитного.

Макаров: Здесь я бы так сказал. Действия полиции должны быть законными и обоснованными. А чего требуется от гражданина? Соблюдать закон и все. А полицейский должен не просто соблюдать закон, его действия должны быть законными и в рамках регламентируемых норм,  того же закона о полиции, например. Задержание того же Мохнаткина должно происходить по определенной процедуре с применением силы соразмерной и по определенному сценарию. Это все указано в законе о полиции. Ему должны были завернуть руки и доставить в автозак, если он не подчиняется законным требованиям полиции.

Таратута: Вместо этого?

Макаров: Вместо этого мы наблюдали, например, 16 декабря возле Госдумы, как вел себя полковник Шорин с Михаилом Удимовым, которого он просто физически уронил на асфальт спиной навзничь. Это законное действие? Поэтому когда мне Мохнаткин говорит, что он подошел, представился, попросил ему разъяснить, что происходит и попросил представиться полковника, и в результате произошли какие-то, как он утверждает, неадекватные действия со стороны потерпевшего сотрудника полиции, я доверяю больше Мохнаткину, чем сотруднику полиции.

Таратута: Сегодня Дмитрий Анатольевич Медведев, премьер-министр РФ, когда с Мохнаткиным это случилось во второй раз, он должен был как-то себя тяжело чувствовать, потому что довольно существенный кусок своего политического ресурса, поссорившись со своими старшими товарищами, он истратил именно на Мохнаткина, на этого человека. И так получается, что как бы истратил зря.

Макаров: А это удобная позиция, показать: «Смотрите, какие оппозиционеры.  Мы их милуем, а они, смотрите, как себя ведут, они продолжают хулиганить, бить полицейских, совершенно невозможно этих людей воспитывать». Вы меня извините, надо исследовать все обстоятельства. Там были камеры, не одна. Если у вас есть эпизод задержания Мохнаткина до его окончания, покажите. А мы смотрим, там есть, например, Эльдар Дадин, некий активист, у него есть хорошие съемки, он у себя в твиттере разместил. Он заходит с нормальным профилем в автозак, а автозаке… Есть снимок, где у него этот профиль попорчен. Откуда это взялось? Не ветром же надуло. Каким-то образом у него появился этот сюрприз под глазом. Кто-то его поставил. Опять-таки кому доверять? Далее – те же съемки, как тот же полковник, потерпевший по данному делу, пятерней  в лицо тыкает другому задержанному, которого доставляют в автозак. В этих же кадрах. Извините, это метод задержания?  А если бы он выколол глаза человеку? Это же случайность.

Таратута: Ваша адвокатская позиция понятна. На какой исход дела…

Макаров: Я как гражданин в данном случае могу говорить, что это неправильно.

Таратута: В данном случае вы сказали как адвокат.

Макаров: Есть  нормы, они должны соблюдаться в отношении любого гражданина.

Таратута: На какие перспективы рассмотрения этого дела вы рассчитываете? Я не зря упомянула Медведева. Как вам кажется, какой будет исход?

Макаров: У нас правовое государство, Мохнаткин должен быть отпущен до суда, статья средней тяжести. Он не скрывается, он правозащитник, он участвует в болотном деле. Более того, его неучастие в болотном деле – это нарушение права Кривого на защиту. Безусловно, защита уже подала жалобу в Европейский суд и будет апеллировать к Европейскому суду, которому, кстати, правительство РФ 4 февраля уже должно ответить на вопросы, поставленные Европейским судом.  Так вот, в дополнение будут еще вопросы по Мохнаткину. Это 100%. Теперь по самому Мохнаткину. На каком основании точно также неправомерно задержали? Ведь не просто же так общественность билась за Мохнаткина. Были свидетели того, как происходило все еще в 2009-м году и так далее. И тогда правомерность полиции была под вопросом. И тогда Мохнаткин утверждал, что он никого не трогал, а вступился за женщину. Эту женщину, кстати, все видели. На фотографиях она есть – старушка 70-ти лет, которую 31 декабря 2009 года задерживают. А потом, вы меня извините, безотносительно к ситуации, 31 декабря, народные гуляния, Мохнаткин должен (или какие-либо другие граждане, которые гуляли в тех краях) доказывать, что они просто гуляют? Если они не разворачивают транспарант. Мы видим на видеокадрах, идет гражданин, просто идет, к нему подходят два полицейских и забирают его. Он не выкрикивает лозунги, он просто прогуливается. Мотивируйте! Непонятно. И очень часто слышали жалобы от разных граждан, просто прохожих, что их случайно во время каких-то акций забирали, и даже они получали какие-то повреждения.   

Другие выпуски