Адвокат осужденного за хакерскую атаку на «Аэрофлот»: «По делам, которые раскрывает ФСБ, маленьких сроков не дают»

31/07/2013 - 18:23 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
Тушинский райсуд Москвы сегодня вынес приговор по делу о хакерской атаке на сайт компании «Аэрофлот» летом 2010 года. Главный обвиняемый, владелец компании Chronopay Павел Врублевский получил два с половиной года колонии общего режима – столько же, сколько программисты братья Артимовичи.

Четвёртый фигурант дела, бывший подчинённый Врублевского и в прошлом сотрудник ФСБ Максим Пермяков получил два года условно. Дело, которое расследовал и раскрыл Центр информационной безопасности ФСБ, адвокаты неоднократно называли сфабрикованным и указывали на десятки процессуальный противоречий и нарушений. Впрочем, на то и работа адвокатов. Приговор в Тушинском суде слушала Екатерина Базанова.

Базанова: Павел Врублевский, финансист и владелец компании Chronopay, которая разработала собственную платежную систему, одну из первых на российском рынке, известный бизнесмен, который неоднократно входил в самые разные рейтинги и обладатель многочисленных премий, сегодня осужден Тушинским районным судом Москвы на два с половиной года колонии общего режима, восемь месяцев из этого срока Врублевский провел в СИЗО. Суд посчитал, что именно он в 2010 году создал преступную группу, которая устроила хакерскую атаку на сайт компании «Аэрофлот». Из-за сбоя на нем больше недели невозможно было приобрести билеты. Приставы выводят бизнесмена из зала первым.

Исполнителями DDoS-атаки считаются братья Дмитрий и Игорь Артимовичи. Посредником между Врублевским и хакерами вроде как выступал подчиненный финансиста и бывший сотрудник ФСБ Максим Пермяков. По версии обвинения, летом 2010 года эта группа организовала DDoS-атаку на компьютеры своего конкурента – компании Ассист (она была подрядчиком «Аэрофлота»). Chronopay и Ассист (обе) предоставляли платежные системы – и поэтому были прямыми конкурентами. По версии прокуратуры, Врублевский организовал хакерскую атаку на  Ассист, чтобы опорочить  конкурента и лишить его контракта с главным клиентом. Однако есть очевидные факты, которые противоречат этой прокурорской логике. Дело в том, что до истечения договора меду «Аэрофлотом» и «Ассистом» оставалось совсем мало времени. Авиакомпания уже объявила тендер, в котором «Ассист» не собирался участвовать, а Chronopay уже подал заявку. Согласитесь, глупо предпринимать такие рискованные действия против компании, которая сама не собирается принимать участие в  борьбе за сотрудничество с государственным гигантом. Известно, что из-за атаки на сайте «Аэрофлота» больше недели нельзя было покупать билеты. Компания заявила об ущербе в 146 миллионов рублей. Однако суд этот иск отклонил, доказать причинение ущерба не удалось. Изначально Павел Врублевский проходил по двум статьям «создание и распространение вредоносных программ» и «неправомерный доступ к охраняемой информации». По первой статье, которая непосредственно и касается DDoS-атаки, истек срок давности. Врублевскому, Артимовичам и Пермякову выносили приговор по 272-й – неправомерный доступ к охраняемой информации. По словам адвоката Врублевского Людмилы Айвар, по 272-й никогда не было приговора больше года и четырех месяцев (и это при том, чтобы было доказано причинение ущерба). Ее клиент же получил два с половиной года колонии общего режима. По мнению юриста, дать меньше не могли, потому что дело расследовал Центр информационной безопасности ФСБ, а пострадавшей стороной был государственный гигант «Аэрофлот».

Людмила Айвар, адвокат Павла Врублевского: Есть ведомство, страшное, большое ведомство, которое расследует это уголовное дело. Есть масса процессуальных нарушений, вплоть до фальсификаций, о чем говорили свидетели в открытом судебном заседании. И есть конкретное лицо, которое расследовало это дело и совершило вот эти махинации. Но защищают не его, защищают ведомство. Для того, чтобы сейчас не опорочить это ведомство, нужно было вынести обвинительный приговор в отношении этих людей, которые не совершали неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации.

Напомню, что бизнесмен и программисты получили реальный срок – по два с половиной года колонии общего режима каждый, а написавший признательный показания бывший сотрудник Максим Пермяков два года условно. Он стал единственным фигурантом этого дела, кто покинул суда без наручников.

Другие выпуски