Адвокат Немцова: удивительно, что о задержании подозреваемых сообщил не СК, а глава ФСБ Бортников

07/03/2015 - 15:56 (по МСК) Ксения Батанова

Глава ФСБ Александр Бортников сообщил об аресте двух подозреваемых в убийстве Бориса Немцова. Где они были задержаны, из какого региона Кавказа эти люди, сколько им лет — никаких подробностей пока нет.  Сейчас они находятся в СИЗО «Лефортово», завтра или послезавтра Басманный суд будет рассматривать дело об их аресте на время следствия.

Анзор Кубашев и Заур Дадаев — предполагаемые исполнители, никакой информации о заказчике ФСБ пока не назвало. Однако, «Интерфакс» со ссылкой на свои источники заявляет, что заказчики  убийства оппозиционного политика  Бориса Немцова могут находиться за рубежом.    

Эту новость Ксения Батанова обсудила с адвокатом Бориса Немцова Вадимом Прохоровым. 

Батанова: Известны ли вам какие-то подробности задержания и известны ли вам эти имена?

Прохоров: Мне эти имена ни о чем не говорят, я думаю, что эти имена вообще распространены на Северном Кавказе. Мне ничего неизвестно, равно и как про подробности их задержания. Единственное, что симптоматично — я вижу источник информации о задержании. Обратите внимание, в соответствии со 151 статьей Уголовного процессуального кодекса, данное дело подследственно Следственному комитету России, который и ведет расследование. Худо или бедно — это уже другой вопрос. Но это именно компетенция СКР под руководством Бастрыкина.

В данном случае Александр Бортников, как руководитель ФСБ, которая осуществляет оперативное сопровождение и должна именно этим заниматься, обращается к президенту, говорит в прессу фамилии и имена задержанных. Не знаю, кстати, посоветовавшись ли со следствием. И, как я понимаю, сейчас уже встает вопрос чуть ли не о раскрытии этого преступления. Очень симптоматично молчание СКР в течение нескольких часов, как я понимаю, вплоть до данного момента СКР молчит.

Батанова: Только что приходят «молнии», что официальный представитель Владимир Маркин подтвердил, что двое задержанных по делу об убийстве подозреваются к причастности не только к исполнению этого преступления, но и к организации. Это заявление Владимира Маркина. Как вы можете его прокомментировать?

Прохоров: Только что, пока мы с вами находились на связи, молчание в течение нескольких часов, которое имело место быть, достаточно симптоматично. Не знаю, изначально ли было уверено СКР именно в этой версии. Известно,  что господин Бортников славится своими успехами в борьбе с исламистским подпольем, о котором он постоянно докладывает президенту. То, что кто-то задержан — это само по себе как факт, наверное, здесь без комментариев, это право следственных органов — разбираться. Но насколько подтверждаются все эти подозрения, и уж тем более господин Маркин прервал молчание Игоря Юрьевича — даже уже и роль этих задержанных ясна и раскрыта. Мне кажется, что это как минимум подлежит серьезной проверке. Я надеюсь, что следствие этим займется.

Батанова: А будет ли вызвана Анна Дурицкая на допрос в связи с задержанием подозреваемых?

Прохоров: Мне это неизвестно. Пока соответствующего обращения от следственных органов не было. С учетом объема и характера информации, которую она полностью изложила следствию, я не знаю, насколько это в данном случае необходимо. Это все-таки вопрос к следствию. Я не могу здесь делать какие-то прогнозы. Пока, насколько мне известно, этого не произошло.

Батанова: А могут ли ее доставить в Москву принудительно, если понадобится следствию?

Прохоров: Вопрос о принудительной доставке и каких-то иных радикальных шагах, надеюсь, и не стоит. Она, как я понимаю, тоже заинтересована в том, чтобы реальные организаторы и исполнители убийства были раскрыты, как и все близкие Бориса Немцова. Но конкретные формы взаимодействия со следствием можно найти и с ними определиться — это не самая большая проблема. Самая большая проблема — чтобы нашли виновных, реальных виновных.

Батанова: Из этого сообщения мы, в том числе, узнали, что камеры работали и камеры все записывали. ФСБ утверждают, что у них есть записи, которые подтверждают, что именно эти люди причастны к убийству Бориса Немцова. У вас, как у адвоката, будет ли какая-то возможность ознакомиться с этими записями, которые есть в распоряжении ФСБ?

Прохоров: Очевидно, что по делу потерпевшими будут признаны как минимум один родственник, а, возможно, что и несколько, например, мама. Довольно трагическое выпало событие на долю этой уважаемой женщины — в день своего рождения, 87-летия, хоронить сына. Похороны Бориса совпали с ее днем рождения. Очевидно, что она будет признана потерпевшей, по крайней мере, она будет признана — с этим надо разбираться. Сейчас уже 9 дней Борису. И уже на определенном этапе нужно будет не сейчас и не со всеми действиями, но активно стараться участвовать и оказывать содействие в раскрытии. Хотя российское уголовное процессуальное законодательство, оно в значительной мере ограничивает до окончания расследования права потерпевших и их представителей. Так или иначе, мы это будем использовать, близкие Бориса Немцова, конечно, будут проявлять пристальный интерес к следствию.

И еще раз: все мы заинтересованы в том, чтобы те, кто, как мы надеемся, окажутся на скамье подсудимых, не вызывала сомнение их реальная причастность  к убийству, подтверждается ли это видеокамерами или еще какими-то доказательствами. В любом случае должна быть серьезная доказательственная база, чтобы не оставалось впечатления, что это опять назначенные по тем или иным основаниям виноватые.

Фото: РИА Новости

Другие выпуски