«Песняры» vs «Океан Эльзи», Китай vs Германия, русский vs украинский. Чем различаются два киевских Майдана

14/12/2013 - 19:25 (по МСК) Никита Белоголовцев

На Михайловской площади в центре Киева завершается митинг сторонников президента Украины Виктор Януковича.  По данным милиции, главу государства пришли поддержать 60 тысяч человек, по данным организаторов – 200 тысяч. Украинский публицист и телеведущий Виталий Портников – о том, чем акция на Михайловской площади стилистически отличается от «Евромайдана», не прекращающегося на соседнем Майдане Незалежности с конца ноября.

Никита Белоголовцев: Скажите, пожалуйста, прямо сейчас появилось сообщение на лентах информационных агентств, руководитель пресс-службы Министерства Внутренних дел Киева Ольга Билык сообщила, что около 60 тысяч человек принимают участие в митинге сторонников Виктора Януковича, всего лишь 6 тысяч человек находятся на Майдане Незалежности. То есть, в 10 раз меньше. Насколько вам кажутся справедливыми эти цифры, которые приводит киевское МВД?  

Виталий Портников, телеведущий, публицист: Я думаю, что говорить о количестве людей, которые находятся на обоих майданах, мягко говоря, не корректно, по той простой причине, что на Европейской площади действительно происходит митинг, на который люди приехали целенаправленно, а на Майдане никакого митинга сейчас не происходит. Там происходит бессрочный, можно сказать, митинг, участники которого сосредоточены по всему Крещатику. Они уходят греться в Дом профсоюзов, в помещение Киевской городской администрации. Я напомню, что все это уже продолжается 23 дня. Вот если бы пресс-служба киевской милиции смогла бы сказать, сколько за 23 дня людей побывало на Майдане Независимости, и сравнило бы эту цифру с числом людей, которые на Европейской площади, это было бы интересно. Мы посмотрим, сколько людей будет на Майдане Независимости сегодня вечером, когда там будет выступать группа «Океан Эльзы», и посмотрим, сколько завтра людей будет на этом митинге, уже реальном, который собирает оппозиция под лозунгом «День достоинства Украины». И тогда будет это достаточно очевидным поводом. А 60 тысяч – это хорошее сообщение, потому что партия Регионов утверждала, что в поддержку президента Виктора Януковича и правительства Николая Азарова, остановившего курс Украины на европейскую интеграцию, должно прибыть в Киев не менее 200 тысяч человек. Все эти дни мы получали сообщения о том, что людей бюджетников, сторонников партии Регионов чуть ли не за деньги свозят в украинскую столицу, что формируются специальные железнодорожные составы, специальные автобусные колонны, которым, в отличие от автобусов и другого транспорта сторонников оппозиции, гораздо проще прибыть в Киев. То есть, в Киев с востока проще приехать, чем с запада и центра страны. Оказалось, что эти 200 тысяч превратились в 60 тысяч по сравнению с 1,5-миллионным почти митингом оппозиции в прошлое воскресенье.

Белоголовцев: Это просто сторонники Януковича не смогли собрать нужное количество людей, не захотели провоцировать? Почему 60, а не 200 и не 500 тысяч человек? Могли же при желании, наверное?

Портников: В нашем детстве об этом очень хорошо сказал сказочный король в исполнении Эраста Павловича Гарина в фильме «Золушка», что ни за какие деньги нельзя сделать большую ножку маленькой, и маленькую поддержку – большой, понимаете?

Белоголовцев: Понимаю. Скажите, пожалуйста, насколько, с вашей точки зрения, умышленным был яркий контраст между двумя майданами? Объясню вам, о чем говорю сейчас. Вот внимательно смотрели за трансляцией с Европейской площади, там говорили в основном по-русски. На Майдане Незалежности со сены говорят в основном по-украински. Если на площади, где митингуют за евроинтеграцию, играет «Океан Эльзы» или Руслана, то на Европейской звучали более консервативные «Песняры». На Европейской площади обращались к Путину и к Китаю, на Майдане Незалежности больше к Западу. Вот этот контраст умышленно создается, или это просто так получается и настолько две разных группы людей проживают на Украине?

Портников: Это умышленный контраст, потому что, когда говорилось о европейской интеграции, ее сторонников было не так уж и мало в европейских регионах страны. Я имею в виду восточные и юго-восточные регионы страны. И об этой евроинтеграции в один голос говорили все те депутаты от партии Регионов, включая премьер-министра, которые сейчас выступали со сцены, обращаясь к России и Китаю. Ну, а что касается репертуара этого концерта, практически все украинские артисты отказались на нем выступать, поэтому пришлось приглашать условную группу «Песняры». Раньше был другой состав группы «Песняры», тот, который нам памятен по временам ее триумфа. Настоящий состав группы «Песняры» сейчас называется по-другому, потому что им пришлось из этой группы уйти под давлением Александра Лукашенко. Поэтому хотим сказать то же самое, люди, которые сейчас выступают за европейскую интеграцию. Мы хотим, чтобы группа «Песняры» была настоящими «Песнярами», и она тогда будет петь на том концерте, который она сама изберет. Это касается и Белоруссии, и Украины, и, между прочим, России.

Белоголовцев: Очень много лидеры оппозиции говорили о возможных провокациях и столкновениях. Действительно, пугающе близко два митинга: провластный и оппозиционный, 200 метров по Крещатику. Как вам кажется, насколько умышленно они были сближены так в пространстве, и насколько действительно велика возможность столкновений сегодня или завтра вечером?

Портников: Я совершенно уверенно вам говорю, что у людей, которые собрались на этих митингах, нет ни капли какой-либо агрессии или неуважения друг к другу. Более того, там стоят люди практически из одних и тех же регионов, потому что на митинге на Майдане Независимости тоже очень много людей с юга и востока. И если какие-либо столкновения и провокации будут, то это будут провокации, умышленно организованные, и ответственность за них ляжет только на одну сторону. Не на митинг на Европейской площади и не на митинг на Майдане Независимости, а на власть. 

Также по теме
    Другие выпуски