+798576*****. Во сколько обходятся стране депутатские мобильники

25/12/2012 - 21:53 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно

В Госдуме сегодня разразился телефонный скандал. Никакой прослушки – только нецелесообразное расходование государственных денег. Оказалось, что депутат от партии «Справедливая Россия» Илья Пономарёв не пользуется служебной SIM-картой и вот уже почти 5 лет как передал ее видному оппозиционеру Сергею Удальцову, дабы сэкономить его расходы на борьбу с режимом.

За это время лидер «Левого Фронта» потратил на телефонные переговоры более ста тысяч рублей из казны. И, как выяснилось, это ещё весьма скромная сумма. Сколько обычно тратят на сотовую связь депутаты и сенаторы? И не с Гиви ли Таргамадзе беседовал Удальцов? Родион Мариничев провёл своё расследование.

Мариничев: 107 тысяч рублей за телефонные переговоры. Кажется, что это колоссальная сумма. И в Госдуме уже заявили, что налицо  признаки причинения имущественного ущерба. Впрочем, не стоит забывать, что подобный «счёт» выставлен за 4 с половиной года услуг. Несложно подсчитать, что, используя корпоративный номер, Удальцов тратил примерно 1945 рублей в месяц. Да, это вдвое больше, чем средний москвич, однако и такие расходы ничтожно малы, по сравнению с тратами депутатов. Сам Илья Пономарёв признался, что действительно отдал свою сим-карту Удальцову, но государство от этого лишь сэкономило.

Илья Пономарев, депутат Госдумы от Справедливой России: У нас тут есть несколько безлимитный сим-карт, которыми мы пользуемся, у нас есть команда, и в команде Сергей Удальцов, Настя Удальцова, у меня ряд помощников. Конечно, мы сим-картами меняемся. Начиная с 2007 года 107 тысяч рублей – это очень маленькие деньги. Мой счет за сотовую связь, учитывая количество поездок, роуминг, редко когда бывает меньше 30-40 тысяч рублей в месяц.

1700 от рублей в месяц. Столько тратит госказна на оплату мобильного телефона одного депутата Госдумы. По крайней мере, согласно регламенту. Корпоративным думским пользователям подключены безлимитные бизнес-тарифы. Обычным абонентам они обходятся почти в 7 тысяч рублей ежемесячно, но компания МТС при обслуживании аппарата Госдумы предоставляет специальную скидку. Помимо голосовой связи, депутат может практически без ограничений пользоваться мобильным офисом, национальным роумингом, интернет-помощником и даже совершать видеозвонки. Международные вызовы и общение за границей – за дополнительную плату. Вот и набегают те самые 30-40 тысяч рублей в месяц, о которых говорит Илья Пономарёв. Такие расценки на мобильную связь для думцев сохранятся до 2014 года, пока действует последний договор с оператором.

Валерия Кузьменко, пресс-секретарь МТС: Государственная Дума указывает объем необходимых услуг, которые предоставляют операторы, и дальше они договаривается о той сумме, за которую они готовы выполнить необходимые технические требования заказчика. Это проводится раз в три года, последний был в 2011 году, он действует до 2014 года. Договор заключается государственными органами в рамках того центра, которому МТС выделил определенное число номеров, которые мы обязаны предоставить.

Стандартный номер корпоративного мобильного телефона депутатов Госдумы начинается со следующих цифр: +798576… Это прямые городские московские номера, которые до последнего времени можно было набирать в семизначном формате. 6 лет назад депутаты уже ограничивали себя в пользовании мобильной связью и почтой. А примерно месяц назад единоросс Илья Костунов предложил запретить депутатам пользоваться смартфонами и портативными компьютерами из соображений национальной безопасности. Дескать, есть риск утечки важной информации. Представителям Верхней палаты парламента – Совета Федерации – по статусу тоже полагается корпоративная мобильная связь. Но здесь разброс номеров гораздо шире. К тому же, многие члены Совфеда предпочитают пользоваться личными мобильными телефонами.

Валентина Петренко, член Совета Федерации: Есть свой телефон, который ты оплачиваешь. У меня такой с семьей, родственниками, по личным вопросам. Есть рабочий телефон, он у меня как правило на работе, очень редко я его беру с собой. Если мне нужно, я на свой перевожу звонки вечером, или утром тоже телефон беру с собой.

В нынешней истории с депутатской сим-картой есть ещё один важный аспект. Думцам и членам Совфеда гарантирована не только физическая неприкосновенность, но и тайна переписки или какой-либо другой коммуникации. Для прослушивания мобильного телефона депутата или сенатора нужна особая санкция суда. Так как же тогда можно было вычислить, что номер Пономарёва фактически использует Удальцов?

Геннадий Гудков, член Координационного Совета оппозиции: У меня вопрос к правоохранительным органам или тем, кто говорит, что Удальцов использовал телефон Пономарева. Я задаю банальный примитивный вопрос – а вам, господа, откуда это известно? Я думаю, что на телефоне Пономарева, тот, который спецслужбы получили в Думе, была организована прослушка, что является грубейшим нарушением Конституции России.

Проблемой депутатской мобильной связи уже озаботились в думском антикоррупционном комитете. Его председатель Кирилл Кабанов признал, что коллеги действительно любят передавать своим знакомым корпоративные симки. Получается, что казна зачастую оплачивает мобильную связь сторонним людям. И бороться с этим практически невозможно, пока передача депутатских сим-карт не будет запрещена законодательно.

Также по теме
    Другие выпуски