2015 год: киргизы и таджики покупают российские визы за $60

15/10/2013 - 21:08 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
Предложение Алексея Навального ввести визы для жителей Средней Азии и Закавказских республик уже набрала больше 20 ти тысяч голосов на сайте российской общественной инициативы.

Сейчас среди всех жителей постсоветского пространства только выходцы из Прибалтики, Грузии и Туркменистана должны получать визу для того, чтобы въехать в Россию.
Убийство Егора Щербакова и беспорядки в Бирюлёве спровоцировали новый виток дебатов вокруг возможного ужесточения визового режима. Наш коллега Дмитрий Еловский пытался понять, кто будет в выигрыше от введения виз с республиками СНГ.

Еловский: Сама идея внедрения визового режима со странами СНГ уже давно обсуждается в разных кругах власти. И когда случается очередной конфликт на межнациональной почве, визы для граждан бывшего Советского Союза, вновь становятся актуальной темой.

А ведь еще в начале октября Владимир Путин довольно однозначно дал понять: миграционное законодательство надо ужесточать. В некоторых сферах, по словам президента,  иностранцев можно замещать нашими.

Владимир Путин, президент России:  Нужно ли здесь ужесточать законодательство? Нужно. Как это делалось в советское время? Была уголовная ответственность даже предусмотрена за нарушение правил прописки – на 101-й км.

Уже давно политики оперируют цифрой – 2015 год. Именно тогда граждане ближнего зарубежья, по идее, будут въезжать в Россию по загранпаспортам. Об этом говорил глава ФМС России Константин Ромодановский. Он надеется, что партнеры России поймут такое решение. До этого, по мнению главы Федеральной миграционной службы, внедрять визы бессмысленно. Ведь их даже ставить некуда. Мигранты из, допустим, Таджикистана ведь не имеют загранпаспорта, когда приезжают в Россию, значит и визы ставить некуда.

В беспорядках в Бирюлеве Ромодановский проблемы межнациональной розни не видит. Он считает, что есть преступность и именно с ней надо бороться. А этнический аспект вторичен.

Константин Ромодановский, глава Федеральной миграционной службы: Если мы выезжаем за границу, если мы выезжаем в зарубежные страны (Евросоюз или еще),  то мы имеем заграничный паспорт. И именно в заграничный паспорт требуется виза. Куда мы будем вклеивать визу гражданам Таджикистана, которые въезжают к нам по внутренним  паспортам? Куда мы будем вклеивать визы гражданам Киргизстана, которые въезжают к нам по пластиковой карте? Будьте реалистами.

Однако внедрение визового режима может, кроме всего прочего, обогатить некоторых чиновников. Выдача разрешения на въезд в страну для наших соседей может стать бесконечным источником черного дохода как для сотрудников, ответственных за выдачу виз, так и создать новую криминальную инфраструктуру в СНГ.

Елена Панфилова, директор Российского центра Transparency International: Но проблема в том, что до тех пор, пока есть спрос на дешевую рабочую силу, до тех пор, пока организованная преступность торгует людьми и обустраивает их быт на территории нашей страны с большой прибылью, до тех пор, пока в это вовлечены чиновники самых разных структур (а это не только Миграционная служба, это регистрация, регулирование торговли строительства, регулирование в сфере предоставления услуг, это участковые) – до тех пор, пока все эти люди имеют прибыль с этой деятельности, и будут стремиться ее только увеличивать, то можно вводить визы, можно не вводить, просто кто-то еще обогатится.

Сегодня днем мы обратились к нашим зрителям и призвали их через соцсети делиться рассказами о том, как они получали визу в Россию. Вот один из рассказов из Германии:

С раннего утра на улице огромная очередь, в основном из выходцев из России. В начале очереди люди рассказывали, что стоят еще с вечера, так как приехали из других городов и уже один раз не попали. Ждут все на улице. Каждые минут 15 появляется охранник и, дико коверкая фамилии, вызывает порцию людей внутрь. Дверь закрывается. Через какое-то время появляется снова и собирает паспорта. Для немецких граждан отсутствуют четкие инструкции у входа в посольство, куда обращаться, и как получить визу. Инструкции есть внутри, но охранник туда не пускает, и ничего по-немецки объяснить не может. Дверь закрывается, и немцы  так и стоят у входа с круглыми глазами, пока кто-то из очереди не объяснит им, что обращаться нужно в визовый центр по другому адресу.

Для европейцев получение визы в Россию – это начало путешествия в нашу страну. Раньше в посольствах было все непонятно, им на смену постепенно приходят визовые центры, где работа поставлена лучше, но до сих пор многие не понимают, почему визу с правом многократного въезда на территорию России получить так сложно.

Лукаш Любинецки, сотрудник транспортной компании, поляк: Обычно получить визу занимает около одной недели. Стоит около 60 евро, в посольство подавать документы нельзя, надо идти в визовый центр. И там просят кучу разной абсолютно ненужной информации, массу бумаг и анкет. И визу можно получить только с правом въехать в Россию один или два раза. Но второй раз можно въезжать только в течение месяца. Это ужасно неудобно.

За введение визового режима высказались уже даже самые либеральные и человеколюбивые политики. Накануне даже уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин поддержал эту идею.

Мы связались перед эфиром с Леонидом Слуцким, это зампред Комитета по международной политике. Он сказал, что думе сейчас надо быть довольно осторожной при принятии этого довольно спорного и сложного решения.

Леонид Слуцкий, депутат Госдумы: Мы должны четко выстраивать, но мы не должны усложнять. Мы не должны тем самым воздвигать барьеры между народами, которые всегда были и будут близкими. Я, конечно, никоим образом не за какую-то поголовную либерализацию того, что связано с мигрантами. Мы должны, еще раз подчеркиваю, все решать профессионально, системно, детально. Вопрос рассмотрения виз, хотя он, безусловно, заслуживает рассмотрения, коль скоро инициатива уже выдвинута, но мы не должны здесь принимать поспешных решений.

Кажется, и в самой думе нет единого мнения на этот счет. Не так давно, еще на прошлой неделе спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что дума в ближайшее время может рассмотреть законопроект о внедрении трехлетнего срока для, например, жителей Таджикистана и для трехлетнего разрешения на работу для выходцев из этой страны.

*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски