18 процентов Мединского. Чем похвастался министр на пресс-конференции в Москве

12/02/2014 - 21:49 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Сегодня какой‑то день опровержений. Министр культуры Владимир Мединский, например, заявил, что никогда не называл враньём то, что написано в книгах Даниила Гранина. И поэтому он не считает нужным извиняться перед писателем‑фронтовиком.

Мединский сообщил сегодня, что звонил Гранину и объяснился с 95‑летним писателем по поводу громкого скандала, который произошёл в эфире радио «Эхо Москвы». Тогда ведущий программы «Цена победы» Виталий Дымарский заговорил о том, что в блокадном Ленинграде выпекали «ромовые бабы» для партийного руководства. При этом он сослался на «Блокадную книгу» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. «Враньё», – ответил на это Мединский. А сегодня на пресс‑конференции он уверял, что ничего такого не говорил и что его слова были вырваны из контекста. В противоречивых заявлениях министра разбирался наш обозреватель Денис Катаев.

Катаев: Основная тема пресс-конференции Мединского – итоги поддержки российского кино в 2013 году – интересовала не всех. Многие ждали, извинится Мединский перед Даниилом Граниным или нет. И вообще, последует ли хоть какой-то комментарий. До этого было только заявление пресс-секретаря. Он последовал, но как водится, уже после пресс-конференции.

Владимир Мединский, министр культуры: Как я могу извиняться за то, чего я не говорил? Я сегодня поговорил по телефону с Даниилом Александровичем, мы нашли полное взаимопонимание. Я этого не говорил. Вообще. Просто фраза была вырвана из контекста. Я ничего не говорил о книгах Гранина

Таким образом, конфликт, как считает Мединский, исчерпан, и они нашли полное взаимопонимание. Переходим к основной теме. Выступление министра Мединского по-ленински состояло из тезисов. Точнее из 12 пунктов. В них он довольно подробно и наглядно разобрал результаты 2013 года и показал, как работают Минкульт и Фонд кино.

В прошлом году из бюджета на это ушло больше шести с половиной миллионов рублей. На это смогли снять 40 фильмов, 85 мультфильмов и 400 документальных картин. Но это сухие цифры. А вот и реальный результат: доля российских картин в суммарном российском бокс-офисе постепенно растет. Если в 2012 году было 12 процентов, то теперь уже 18. Дальше обещают еще больше. Такие успехи логичны, считает министр. Во-первых, помог антипиратский закон. Люди все меньше скачивают нелегальный контент и больше идут в кинотеатр. Мединский особо подчеркнул, закон работает, а потому за его исполнением будет следить еще строже. К тому же Минкульт и Фонд кино теперь действуют единым фронтом, распределяют деньги сообща. Фонд кино теперь вкладывает деньги только в потенциально успешные коммерческие проекты, кассовые фильмы типа «Елок-3». Таким образом, реализуется возвратная схема вложений. То есть деньги возвращаются в бюджет, соответственно, можно поддерживать больше проектов.

Владимир Мединский, министр культуры: В прошлом году больше 30% средств предоставлялось Фондом кино на производство и прокат национальных фильмов на возвратной основе, в этом году мы планируем довести эту прибыль до 40%. Это означает, что из трех миллиардов, выделяемых из бюджета, 40% - это будет 1,2 млрд, впоследствии вернутся обратно в Фонд кино и будут заново запущены в производство и поддержку отечественных фильмов.

Минкульт продолжает поддерживать и убыточные, но важные проекты – авторское кино, детские, анимационные и документальные фильмы. Кто же стал локомотивом роста? Кто дает отпор Голливуду в России? Вот это великолепная патриотическая тройка.

Исторические показатели у фильма «Сталинград» Федора Бондарчука. Рекорд в российском бокс-офисе – больше 1 миллиарда 600 миллионов рублей. Таких цифр не было даже у голливудских картин.  Обогнали даже «Хоббита». На втором месте среди русских блокбастеров – третья часть новогодней франшизы «Елки». У нее 1 миллиард и 200 миллионов. Это уже в копилку компании Тимура Бекмамбетова. Кстати, министру «Елки» нравятся, он назвал это «добрым семейным кино». И на третьем месте – спортивный байопик о хоккеисте Харламове – «Легенда №17». Почти 1 миллиард. Это уже зачет Никите Михалкову, он продюсировал эту картину.

Но самый неожиданный результат у малобюджетной комедии «Горько». Потратили всего 50 миллионов, получился больше 800. Многократная прибыль. И на такие фильмы государство деньги тратит.

Образ российского народа здесь явно неоднозначный. Вот и исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев признался нам, что эксперты не сразу хотели поддерживать такое кино, но теперь довольны.

Антон Малышев, исполнительный директор Фонда кино: Безусловно, сборы такие – это приятный сюрприз при бюджете сравнительно небольшом при нынешним временам. Но, честно скажу, я присутствовал как  раз на заседании экспертов фонда, когда обсуждалось, поддерживаем – не поддерживаем, и мнения сильно разделились. Был спор такой, что русский народ показывают быдлом, «как мы можем» и так далее. Мы при принятии решения видели не всю картину, а какие-то отдельные отрезки. Сложно было принять решение, но коллеги все-таки подумали и решили поддержать этот проект. Думаю, никто не расстраивается сейчас по этому поводу, все рады.

В наступившем году Минкульт и Фонд кино будут усиливать поддержку. Следующие меры – ограничение проката голливудских фильмов. Так делают везде – во Франции, в Италии, в Индии, во Вьетнаме. Мединский признал: на равных с Голливудом тягаться не получается, поэтому протекционизм необходим. При этом, почему-то привел в пример реформы Петра I и индустриализацию 1930-х годов прошлого века, без которых не было бы отечественной промышленности. Видимо, Мединский в кино будет действовать, как Петр и Сталин. Но что именно будут делать в этом направлении, пока неясно. Либо квоты, либо временный мораторий, например, на новогодние праздники, на американское кино. Детали будут обсуждать, решение пока не принято.

Тем временем даже традиционалист и консерватор Мединский чувствует время. Поэтому в планах у Минкульта активно поддерживать сериалы. Чтобы были не только «Моя прекрасная няня» и «Менты», а сплошная «Оттепель».

Другие выпуски