12 шагов за 4,5 триллиона: Исак Фрумин о том, как ВШЭ предлагает реформировать образование в России

05/04/2018 - 13:39 (по МСК) Денис Катаев

Увеличение трат на образование, укрепление государственных университетов и особое внимание на дошкольный период. Высшая школа экономики представила свой проект 12 решений для образования будущего в России, разработанный по заказу Центра стратегических разработок. План официально презентуют 11 апреля. Один из авторов этого доклада, глава Института образования ВШЭ Исак Фрумин рассказал о содержании доклада.

Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж

Образование в приоритете, а расходы на него важнее, чем на здравоохранение. Образованные люди влияют на экономический рост страны. Сегодня траты на образования составляют чуть больше 3,5% ВВП, их предлагают повысить к 2024 году, в среднем, на 1%. Стоимость всех проектов оценивают в 4,5 миллиарда рублей.

На инфраструктурные расходы, на строительство и оснащение учебных заведений отводят почти четверть этой суммы. 
Детьми предлагают заниматься с пеленок. 12 тысяч специалистов должны будут присматривать за детьми до трех лет, это касается, прежде всего, проблемных семей. Таким образом, в частности, хотят решить проблему социального неравенства. Эта идея вообще проходит красной нитью в проекте Высшей школы экономики. Подготовительная школа для всех должна стать бесплатной и обязательной. 

Также, предполагается увеличить инвестиции в техникумы, чтобы повысить их престиж и значения. Но главная цель — укрепление национальных исследовательских университетов. Они должны стать основным мотором образовательной структуры будущего. Им предлагается передать всю региональную инфраструктуру, включая технопарки и бизнес-инкубаторы. Курировать эту реформу предлагается не на уровне министерства, а на уровне всего правительства. Это и есть новый национальный проект по увеличению расходов на человеческий капитал. 

Фрумин рассказал, что страны-конкуренты экономике России развивают поддержку раннего детства, помогая человеку реализовать себя более эффективно на протяжении всей жизни. Кроме того, по его словам, нет сомнений, что образование в России нуждается в большем финансировании, особенно региональные учреждения, где наблюдается масштабный отток интеллектуального капитала.

Фото: Roman Mager / Unsplash

Другие выпуски