Владимир Евтушенков: «Я 10 лет не подавал Бородину руку и сказал при всех, что он негодяй»

26/03/2012 - 05:01 (по МСК) Тихон Дзядко
Председатель Совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков рассказал, что к нему за помощью обращался Андрей Бородин, на тот момент президент и акционер Банка Москвы, но получил отказ.
Зыгарь: И как вам удалось убедить руководителей, что нужно пересмотреть решение? Ведь таких случаев сейчас довольно много. Вы кого-то еще пробовали "возвращать"?

Евтушенков: Я, например, за Бородина никогда бы не пошел просить.

Дзядко: Несмотря на то, что он был в команде Лужкова.

Евтушенков: Да это не имеет значения. Я вообще очень толерантный человек, я могу сказать, что я ни с кем не ссорюсь, что у меня нет врагов. Я не боюсь, так скажем, ходить по улицам. Я ни с кем в судах не был.

Дзядко: Вы, сами, нет, но ваши компании судились.

Евтушенков: Это ерунда. Я вам скажу, что я 10 лет не подавал Бородину руку и сказал при всех, что он негодяй. Это все личные моменты, о которых я не хочу говорить. Я считаю, что он не бизнесмен. Я не хочу говорить категориями украл - не украл, это все неправильно. Но человек, который, так скажем, 25% поимел на казенном банке - безнравственен.

Дзядко: Вы с Лужковым обсуждали Бородина?

Евтушенков: Мне нечего обсуждать, я просто высказываю свое мнение.

Дзядко: Вы высказали ему свое мнение?

Евтушенков: Я сказал, что с таким человеком я, как говорится, рядом никогда бы не сел. И когда у него возникли проблемы и он пришел ко мне, я сказал, что не собираюсь это все урегулировать, то есть я не собираюсь в этом деле участвовать, даже если оно сулит какие-то прибыли.

Дзядко: Он предлагал вам долю в "Банке Москвы".

Евтушенков: Все эти разговоры более хитрые и завуалированные. Если сейчас я вам скажу, что он предлагал мне долю - это тоже будет неправильно. Он просил помочь…

Зыгарь: И более изящно сформулировал.

Евтушенков: Да. Поэтому не надо так грубо - "предлагал долю". Давайте закончим на этом. Раз человек пришел с просьбой о помощи в решении проблемы - это предполагает диалог.

Дзядко: Когда он к вам пришел - он был еще акционером "Банка Москвы".

Евтушенков: Да.

Зыгарь: За Чичваркина вступились бы?

Евтушенков: Тут ситуация следующая: Чичваркин - очень интересный персонаж и талантливый парень. Мы точно хотели купить его "Евросеть", но не сошлись в цене, потому что мы посчитали кредитную нагрузку и то, что там есть. И мы решили, что нам дешевле будет создать собственную компанию. И Женя показал, что мы поступили правильно, потому что мы на свои салоны потратили намного меньше, чем если бы выкупили его.

Дзядко: Сколько вы на них потратили?

Евтушенков: Меньше, чем стоил кредит и та цена, которую просили. У него же почти 900 млн. долга было.

Дзядко: Но заплатили-то немного - 200-250 млн.

Евтушенков: Так вы суммируйте - сколько получается?

Дзядко: 1 млрд. и 100-300 млн.

Евтушенков: Мы потратили раза в три меньше.

Дзядко: Но при этом ведь долги заплатила компания, а не покупатель.

Евтушенков: Какая компания?

Дзядко: "Евросеть".

Евтушенков: Боже мой, о чем вы говорите.

Зыгарь: Давайте вернемся к тому, почему у вас не сложились отношения.

Евтушенков: По целому ряду причин. Он просил больше, мы хотели меньше - ну как это бывает в бизнесе. И вдруг мне кто-то сказал: "Вот, он думает, что мы помогли падению стоимости "Евросети". Хотя я очень тепло к нему относился и мы точно - я же знаю себя - этих шагов не предпринимали. Я, конечно, тоже не "агел в белых одеждах", и, наверное, за нами тоже есть достаточное количество грехов. Но в этом деле мы палец о палец не ударили. Я занял нейтральную позицию, а у него время поджимало и они нашел другой выход. И после этих его слов - никакого желания выступать в его защиту у меня нет и не было.

Хотя я считаю, что его не надо было "выпихивать", потому что он деятельный человек. Бизнесмен как хамелеон - он должен постоянно мимикрировать под изменяющуюся обстановку. Чичваркин - предприниматель "первой волны" (именно предприниматель). Время пошло вперед - ты должен меняться. По сути, ты постоянно должен мимикрировать. Мне это еще тяжелей делать, по той простой причине, что я все же старше его.

А он застыл на этом диапазоне. Стали уходить в прошлое его приемы общения с народом, неструктурированной сети, ручного управления всем и так далее. Безнес компании перерос его как человека. Когда бизнес перерастает какие-то масштабы - ты должен меняться сам. Потому что сначала имя работает на то, что ты делаешь, а потом то, что ты сделал - работает на твое имя. 
Также по теме
    Другие выпуски