Рубен Варданян: «Мы все искалечены советской системой»

16/10/2012 - 22:43 (по МСК) Тихон Дзядко

Банкир Рубен Варданян о формировании элиты в России. 

Рубен Варданян: Стран с проблемами очень много. Если вы думаете, что в Китае все идеально, вы глубоко ошибаетесь.

Про Китай как раз не думаю.

Рубен Варданян: Я могу любую страну привести в пример, за исключением, может, Скандинавских стран, где тоже есть свои проблемы. Все время вспоминается «Нет ли у вас другого глобуса?» Большинство иностранцев имеет меньше ограничений. Они больше инвестируют в Китай, чем в Россию, не только потому, что больше население и рынок, а еще потому, что там правила понятные. Они очень плохие, жесткие, не в нашу пользу. А здесь можно восемь раз проехать на красный свет, тебя никто не остановит, а один раз на зеленой светофоре тебя выкинут из машины, побьют. Это вопрос непредсказуемости системы. Она может быть самой циничной и несправедливой, но она должна быть постоянной системой.

А Вы для себя решили вопрос, где строить будущее, учить детей?

Рубен Варданян: Я никуда не уехал. Это был не простой вопрос.

У нас сперва многие решили не уехать, было слишком много надежд.

Рубен Варданян: Можно начать уезжать в разное время. Я человек, который борется до последнего. Когда я помогал Михаилу Погосяну делать «Сухого» в 2000 году, нам сказали, что мы сумасшедшие, что мне очень часто говорили. Когда я в 2005 году делал Сколково, мне сказали: «Рубен, это невозможно. Образование, бизнес в России, да еще и не один ты, а 18 людей, - не бывает такого в России». Я люблю делать невозможное возможным. Я считаю, что у России есть шансы. Это вопрос желания и нежелания до конца прилагать свои усилия. Но я должен сказать честно, что тогда я начал думать, что мои дети должны получить хорошее образование, и это одна из причин, почему я занимаюсь образованием. Я хочу хотя бы создать бизнес-школу, чтобы у моего сына был выбор. Он может не пойдет в эту школу, но хотя бы сейчас у него есть выбор между Оксфордом, Инсеадом, Гарвардом и Сколково. Она может лучше или хуже, но до этого даже этого выбора не было. Я должен создать хотя бы этот механизм. Получится или нет – много от чего зависит. Я такой ворчащий оптимист. Я уверен в том, что бизнесмен должен быть оптимистом. Нельзя строить бизнес, если ты пессимист. Если ты пессимист, ты должен все закрывать и уезжать.

России нужны перемены, Вы сказали. По вашим ощущениям, есть такое понимание и желание каких-то перемен?

Рубен Варданян: Я думаю, что нет. Во-первых, мы должны помнить, что 40 лет не прошло. В 85-ом году начались перемены, Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, и случайно в сорок лет должны родиться дети, которые не понят советской системы. Мы все искалечены советской системой. Я общаюсь с большим количеством очень успешных бизнесменов и чиновников, настроенных очень демократически, у которых уровень заразы социализма и неуважения к деньгам, к тому, что мы делаем, настолько высок, уровень вируса того, что человек ничего не стоит. Это модель неуважения к человеку, к систему ценностей, закону. Это наследие режима, потому что мы жили там, где была двойная система, двойная мораль. Как минимум должно пройти 40 лет, когда вырастет поколение, которое скажет, что мы хотим по-другому жить, потому что мы не видели того. Второе – элита формируется очень долго, она не формируется за 3-5 лет. Мы жили, когда все в красных пиджаках, пытались доказать, что они элита за счет больших машин, охранников, дорогих часов. Это желание показать, что ты крутой, чтобы никто не понял, кто ты есть на самом деле. Элита только формируется, только сейчас возникает, потому что 20 лет – это нормальный срок для формирования элиты. Даже и в журналистике, и в кинематографе, - мы же говорим не только про бизнес и госчиновников, мы говорим в общем. Третье – элита не общается между собой, потому что было очень тяжело выживать, элита была очень разрознена, например, философы или ученые не общались с бизнес-элитой, или с армейской элитой. Спецслужба не общалась с творческой. Этого пока тоже очень мало. Нет мест, где люди вместе могли бы чувствовать себя комфортно для обсуждения важных и серьезных тем. Последнее – мы живем с очень коротким взглядом на будущее, люди настолько не верят в себя, в систему, в то, что они могут быть успешными не сегодня, а завтра, что они, к сожалению, живут коротким днем, а элита не имеет права так жить.

И система ведь так живет, а она создает этот тренд.

Рубен Варданян: Система у нас живет даже страшнее: она с одной стороны живет одним днем, а с другой она думает, что она будет у власти вечно.

 
Также по теме
    Другие выпуски