Митрополит Иларион: «Если доказано, что твой голос у тебя украли, ты имеешь право возмущаться»

14/03/2012 - 02:38 (по МСК) Тихон Дзядко
Второе лицо в Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион дал свою оценку тому, в какой степени является вором человек, заработавший 5 миллионов и укравший 50 тысяч.
Архипов: Есть человек - он заработал 5 миллионов рублей, из которых 5000 он украл. Он вор или нет?

Иларион: Я думаю, что он вор ровно на столько процентов, на сколько он украл.

Архипов: С точки зрения того человека, у которого эти 5000 были украдены, или тех 5000 человек, у которых он мог укрась по рублю, а для некоторых этот рубль, например, мог бы быть последним в жизни - он для них вор настолько, насколько 5000 от 5 миллионов составляет?

Иларион: Скажите сразу к чему вы клоните.

Архипов: Вопрос в таком, притчевом формате. Все мы знаем историю про то, как Христос говорил о лепте вдовы, когда она отдала свою последнюю лепту. Переводя на современный язык, лепта вдовы - это единственное ее достояние. Богатый человек может отдать 20 "Мерседесов", но у него еще 50 останется. У многих в обществе есть некий запрос на справедливость. Собственно, об этом и вопрос: у кого-то, действительно, рубль или, может быть, голос - это единственный вариант, который у него присутствует в формате его реального участия в жизни и его лепта.

Иларион: То есть вы о выборах?

Архипов: Аллегорически можно и о выборах. Мне кажется, это более широкий вопрос.

Иларион: Если это более широкий вопрос, и говорить не о выборах, то я думаю, что всякий нечестно заработанный рубль - это у кого-то украденный рубль. Невозможно заработать нечестно и при этом у кого-то не украсть. Деньги - это не абстрактное понятие. Они или ваши или чьи-то другие. Огромная проблема нашего общества заключается в том, что у нас, к сожалению, коррупция существует на всех уровнях: от самого верхнего до самого нижнего.

Коррупция отчасти связана с тем, что людям не доплачивают. С тем, что у работников бюджетной сферы очень низкие зарплаты. Непропорционально низкие, если сравнивать, допустим, со сферой бизнеса. Когда, скажем, профессор университета получает в 10 раз меньше, чем секретарша в какой-нибудь фирме, только потому, что эта фирма богатая, а университет живет на государственные дотации. Но это только одна сторона медали, одна причина.

Другая причина заключается в том, что существует определенная внутренняя коррупция, которая унаследована нами от советского времени, когда человек не был приучен к тому, чтобы ценить свое и ценить чужое, когда все было коллективизировано, когда отношения между человеком и его собственностью были обезличены и когда прямой связи между трудом и плодом этого труда тоже не было.

Это комплексная проблема, которую мы вряд ли сможем решить в обще-государственном масштабе. Это проблема, которую каждый должен начать решать с самого себя. То есть задать себе вопрос: "Как я зарабатываю свои деньги? Честно ли я работаю? Обманываю ли я других людей? Наживаюсь ли я нечестно на труде других людей?" и так далее.

Если каждый из нас начнет задавать себе такие вопросы, то, даже если мы не сможем искоренить коррупцию в масштабах всей страны, мы, по крайней мере, сможем искоренить ее в самих себе и, возможно, в окружающих нас людях.

Дзядко: А если говорить не про рубль, а про голос, и не про общее, а про выборы.

Иларион: Если говорить не про рубль, а про голос, то я думаю, что в том случае, если доказано, что твой голос у тебя украли, ты имеешь право возмущаться теми, кто украл. Я слышал, например, такой случай (в одном из теледебатов, после выборов в Госдуму): три человека пришли на участок - муж, жена и сын - отдали голоса за конкретного кандидата. Потом, в опубликованных списках с этого участка, за этого кандидата оказался только один голос. Они стали жаловаться, им сказали обращаться в суд. То есть люди оказались обманутыми и оплеванными. Такие люди имеют право на возмущение. Если такие вещи действительно происходят - всегда будут люди, которые будут справедливо возмущаться действиями тех, кто несет за это ответственность.

Дзядко: Если есть хотя бы 2 украденных голоса - насколько этот кандидат должен восприниматься как избранный или не избранный?

Иларион: Во-первых, нельзя эти украденные голоса приписывать кандидату, потому что виновные, как правило, принадлежат к среднему звену. Во-вторых, у тех людей, которые либо отдали голоса за других кандидатов и не получили желаемого результата, либо почувствовали, что их голоса недосчитали - у этих людей может быть справедливая обида на то, что произошло. Самое главное, чтобы эта обида не перерождалась в гражданскую войну, в агрессивное противостояние.

Я думаю, что любые мирные способы протеста неуместны. Но когда начинается противостояние между людьми, когда начинается поляризация общества, когда одна толпа натравливается на другую - вот тогда существует большая опасность для человеческой жизни и для стабильности государства. 
Также по теме
    Другие выпуски