Главный архитектор Москвы объяснил, чем ему не угодили «гигантские, утопающие в зелени» столичные кварталы

22/09/2017 - 01:05 (по МСК) Павел Лобков

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объяснил, почему «гигантские, утопающие в зелени» кварталы столицы плохо отражаются на уровне жизни горожан.

По его мнению, большую проблему создают «гигантские» размеры кварталов. Он объяснил, что «среда с крупными порталами, утопающая в зелени, имеет низкие показатели по человеческому капиталу и социальному уровню», что «порождает депрессивную среду». В этом свете, «цель реновации — переделать эту среду в сильно городскую».

Лобков: Я, может быть, задам в более резкой форме вопрос. Мы знаем, что происходит на территориях Новой Москвы, знаменитая Некрасовка, где дома имеют корпус «Г», выходящий во двор между домами «А» и «Б», после чего питерские дворы-колодцы кажутся просто светлыми парками. Вы признаете, что в Москве длительное время, в том числе и при нынешнем мэре, шла «геттоизация»? Что образуются гетто, 17-этажные корпуса «Г», корпуса «Д», что извлекается максимальная плотность, выгода уже не с квадратного метра, а с кубического. И каковы гарантии, что этого не будет происходить?

Кузнецов: Во-первых, да, то, что в Москве за последние, я бы сказал, двадцать лет, это с девяностых, процесс активных инвестиций, особенно в жилье, породил огромное количество проектов, действительно, смело можно их назвать чудовищными. Некрасовка — один из таких примеров, наверное, самый одиозный пример. Честно говоря, я не знаю, что еще можно привести более одиозное, как делать, конечно, не следует.

И я могу сказать, что сейчас Некрасовка это проект, на самом деле, наследство, если вы знаете, Некрасовка не входила в территории, которые в 2012 году присоединили, Некрасовка присоединена к Москве раньше. И то, что там было сделано и делалось, это во многом наследие еще того периода, который был у нас еще при предыдущем мэре. Сейчас мы уже, та, которая сейчас застраивается часть, она переделана, и там будет заметно более гуманная застройка, хотя, сразу скажу, далеко не идеальная все еще, потому что полностью поменять было очень сложно.

Но вот именно, чтобы не повторять дальше, и этот опыт не транслировать, не тиражировать, а сделать заметно лучше, мы и большое количество стандартов переутвердили. В 2015 году еще 305 постановление правительства фиксировало стандарты жилой застройки, если вы их посмотрите, это намного все более гуманно, чем не то что Некрасовка, а чем вообще многое, что сейчас строится. И нормативная база готовится новая именно под, в том числе под программу реновации, чтобы ни в такую Некрасовку, ни в такую этажность не уходить, ни в такую плотность застройки не уходить. То есть это все заметно будет более гуманно, человечно, и я думаю, что совершенно не стыдно.

Дементьева: Для вас есть психологическая отметка, условно говоря, в районе Нижней Масловки, вместо пятиэтажек, дома какой высотности максимально могут стоять?

Кузнецов: Наша аналитика показала, что при том, что должна быть более мелкая нарезка кварталов, сейчас одна из проблем какая, что кварталы городские, где стоят дома, просто гигантского размера, это десятки гектаров.

Желнов: Потому что там парки, пятиэтажки спрятаны в зелени. Это довольно гуманно.

Кузнецов: Это довольно гуманно, но, как опять же показывает практика мировая планирования городов, да и Москвы тоже, когда мы делаем, условно говоря, замеры по показателям, разным показателям, которые измеряются: доходы на душу населения, уровень продолжительности жизни, здравоохранения, уровень криминальной среды, к сожалению, среда с очень крупными кварталами и застройкой, как бы утопающей в этой зелени, казалось бы, выглядящая гуманно с высоты птичьего полета, на самом деле имеет очень низкие показатели по человеческому капиталу, скажем так. И по миграционным показателям, люди оттуда уезжают в основном, доходы там у людей ниже, то есть уровень социальный, который там присутствует, все плохие показатели выше, все хорошие ниже, к сожалению.

И это нельзя не связать с качеством среды, которая там возникает. Вот как хочешь, но случайным совпадением это не назовешь, на этом сделано масса исследований. Поэтому, как показывает практика, уровень социального контроля, и уровень качества архитектуры и среды, например, то, что на первых этажах должны располагаться не квартиры, а разные функции, обслуживающие то же самое население, и смесь жилья с нежильем должна быть другая. То есть вот эта «геттоизация», как говорится, когда просто одно жилье, где люди только живут, полностью днем оттуда уезжают, вечером приезжают, на выходных там тоже нечем заняться, люди должны куда-то деваться, это все порождает вот эту среду, к сожалению, довольно депрессивную, в довольно коротком периоде времени, ее сложно поддерживать.

Собственно, одна из целей программы реновации — это пересмотреть, переделать эту среду в сильно более городскую. Еще раз говорю, коллеги, тут сложно спрессовать в несколько минут рассказа все цели, которые можно…

Лобков: Так или иначе, все равно это эксперимент, правильно я понимаю?

Кузнецов: Это безусловно эксперимент, но у меня, честно говоря, есть уверенность, что если двигаться по тем рамкам, которые сейчас мы ему задаем, этот эксперимент обещает стать очень удачным.

Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

Другие выпуски