Виктор Ерофеев: «Вы не справитесь с народом, пока не найдете нового Петра Первого»

Писатель о скандале с Русским ПЕН-центром, главной беде либералов и причинах популярности Путина
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

В Hard Day's Night — писатель Виктор Ерофеев. Говорили о ситуации вокруг Русского ПЕН-Центра, из которого исключили журналиста Сергея Пархоменко, о проблемах либералов в России и в Америке, о причинах прихода к власти Дональда Трампа и причинах удержания власти Владимиром Путиным, и о психологии русского человека, на которую, по мнению Ерофеева, все-таки не влияет телевизор.

Вместе с Антоном Желновым эфир провели корреспонденты Дождя Денис Катаев и Михаил Рубин, редактор Дождя Анна Немзер, а также заместитель главного редактора Дождя Максим Гликин.

Желнов: ПЕН-центр ― это такая международная неправительственная некоммерческая организация, во всём мире он называется ПЕН-клуб, в каждой из стран есть свое отделение. Вот в России есть ПЕН-центр, который объединяет писателей, журналистов, литераторов. Сегодня разгорелся скандал, из ПЕН-центра был изгнан журналист и издатель Сергей Пархоменко. Не поддержав это решение, добровольно из ПЕН-центра вышли Борис Акунин, Лев Рубинштейн и ряд других литераторов.

Виктор Владимирович, зачем сегодня вообще нужен ПЕН-центр? Он создавался как альтернатива Союзу писателей в свое время, вы один из его основателей. В 1989 году он появился в СССР. Для чего сейчас нужен ПЕН-центр, чтобы такие страсти еще вокруг него разгорались?

Ерофеев: Когда он создавался в 1989 году, казалось, что не будет страстей,  а будет какая-то важная работа по развитию гражданского общества, потому что международный ПЕН-клуб и, в частности, московский ПЕН-центр ― это правозащитные организации, которые прежде всего не работают с писателями, а работают для того, чтобы писатели выступали в защиту тех или других симпатичных гражданских людей с инициативами или выступали против тех или других действий правительства.

Поскольку ПЕН-центр у нас был в 1989 году один из самых молодых в мире, он был запрещен в Советском Союзе.

Желнов: В 1975 году была первая попытка создать, да?

Ерофеев: В 1975, потом мы пытались создать в 1979 году, меня второй раз выгнали из Союза писателей именно за эту попытку создать ПЕН-центр в Москве. Поскольку он был такой молодой, надо было опираться на опыт других. Чтобы создать его, был собран некоторый коллектив писателей. Там был Войнович, Евгений Попов, я, мы принадлежали разным ПЕН-клубам. Мы создали такую организацию. Она абсолютно нормальная, правозащитная. Если кому-то плохо: журналистам, вашему каналу или «второму» каналу, «России» плохо, ― мы должны выступить и сказать: «Свободу слова! Свободу собраний!».

Желнов: А что случилось? Почему в последние годы вы оттуда ушли или вас ушли? Людмила Улицкая, Игорь Иртеньев ранее ушли. Сегодня ― Сергей Пархоменко и дальше череда других. Понятно, что остаются многие российские литераторы, но тем не менее сам прецедент, сама шумиха создана. Что там не так?

Комментарии (0)
Полный текст доступен только нашим подписчикам. Подпишитесь:
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски

Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера