Дмитрий Ливанов: содержание образования не должно определяться содержанием экзамена

19/09/2012 - 03:34 (по МСК) Тихон Дзядко

Министр образования и науки о том, как может измениться ЕГЭ после 2013 года.

Дмитрий Ливанов: Единый экзамен это важный инструмент оценки успехов ребенка в школе, но этот инструмент не единственный. Его не надо абсолютизировать, нельзя точно оценивать успехи ребенка в школе только по результатам Единого экзамена и точно нельзя оценивать достижения, успехи учителя. В институт поступить можно не только по ЕГЭ. Сегодня действует система, когда ЕГЭ один из факторов, принимающихся во внимание при зачислении в высшее учебное заведение. Где-то есть дополнительный экзамен.

Вы говорили летом, что сегодня рассматривается вопрос о целесообразности устной части экзамена по иностранным языкам. Эти обсуждения достигли какой-то точки? И касается ли это исключительно иностранного языка, или также других дисциплин?

Дмитрий Ливанов: Я думаю, часть в Едином экзамене, связанная с говорением, важна не только для иностранных языков, но и для других гуманитарных предметов: литературы, истории – там, где важно не только выяснить набор каких-то фактических знаний, которые есть у человека, но и его умение сделать выводы из этих знаний, сформулировать мысль, высказать какой-то тезис.

Детям, которые пошли сейчас в 11 класс, ждать в конце устного экзамена по истории?

Дмитрий Ливанов: Моя принципиальная позиция состоит в том, что изменения, связанный с экзаменами, должны становиться известными все тем участникам и экзамена, и вузам, которые будут принимать, до того, как начался учебный год. Поэтому в приемной кампании 2013 года никаких изменений не будет, но мы хотим обсудить, начиная уже с этого времени  - в октябре-декабре, - что нам нужно сделать для того, чтобы повысилось доверие людей к результатам ЕГЭ, какие нужно ввести новые элементы. Будет это говорение или еще какие-то особенности, будет ли это компьютерный экзамен, о чем сейчас тоже многие говорят.

Говорение внутри ЕГЭ или отдельно?

Дмитрий Ливанов: Внутри ЕГЭ. Говорение как компонент Единого экзамена.

Вы говорите, что в 2013 году этого не будет, можем ли мы это ожидать в 2014, что, начиная с 2014 года, некоторые изменения, например, устный экзамен по тому же иностранному языку, будут в рамках ЕГЭ?

Дмитрий Ливанов: Нам нужно зафиксировать, во-первых, определенный общественный консенсус на эту тему. Во-вторых, нужно обсудить логистику, как это сделать, потому что ЕГЭ сдают сотни тысяч выпускников школ каждый год. Сколько нужно экзаменаторов, какая должна быть методическая база для этой части Единого экзамена и т.д. Дальше это надо отработать в пилотном режиме. Если мы создали какой-то механизм, еще не факт, что он будет хорошо работать, поэтому надо проверить. Делать какой-то тестовый регион, какие-то пилотные проекты. Когда мы убедимся, что это работает, дает те результаты, которые мы хотим получить, - а мы хотим получить объективное оценивание умения человека общаться на иностранном языке, - то дальше мы будем распространять это на всех.

Не секрет, что в обществе к ЕГЭ отношение неоднозначное. Почему столь велико негативное отношение к ЕГЭ?

Дмитрий Ливанов: Я думаю, потому что мы абсолютизировали Единый экзамен, а нам этого делать точно не надо. Нам не надо делать так, чтобы 11 класс во всех школах дети посвящали тому, чтобы тренироваться к сдаче ЕГЭ. Некоторые это называют дрессировкой. Это точно не должно быть содержанием образования и занимать подавляющее время школьников и учителей. Нам нужно сделать так, чтобы ЕГЭ действительно проверял знания и навыки школьников, чтобы те люди, которые хорошо учатся, а не те, которые хорошо подготовились к конкретному экзамену, успешно сдавали экзамен.

Это говорит о том, что в тот момент, когда ЕГЭ вводился, он был недостаточно гибким, я правильно понимаю?

Дмитрий Ливанов: Когда ЕГЭ вводился, он задумывался только как составная часть системы, а получилось так, что это единственная часть, и это неправильно.

 
Другие выпуски