Посол Азербайджана Полад Бюльбюль-оглы: убийство на бытовой почве раздули до истерии

16/10/2013 - 19:40 (по МСК) Юлия Таратута

В гостях у Юлии Таратуты Полад Бюльбюль-оглы – о том, есть ли политика в расследовании «бирюлевского дела», много ли азербайджанцев в Москве и стоит ли для них вводить въездные визы.

Таратута: Я не могу вам выразить своей благодарности за то, что вы пришли, поскольку вы не давали интервью в последнее время, тяжелые сейчас времена. Позиция у вас, наверное, довольно сложная и неприятная, поскольку вы человек, который привык к симпатии в Москве, к доброму отношению и ко всему. Наверное, все, что происходило в последние дни, вызывало какие-то сложные у вас эмоции.

Бюльбюль-оглы: Спасибо за сочувствие и спасибо, что пригласили на передачу. Симпатию я чувствую и сейчас, потому что вы меня пригласили в живой эфир. Молчу я не потому, что мне нечего сказать, просто два дня Курбан-байрам - у нас нерабочие дни, праздник мусульманский, у нас нерабочие дни в Азербайджане. До этого, вы знаете, что были президентские выборы, в том числе у нас в посольстве голосовали азербайджанцы, которые каким-то образом оказались в Москве. Голосование было насыщенное. Почти 1 800 человек пришло, проголосовали, исполнили свой гражданский долг. Все эти события очень напряженные, и этот последний инцидент очень неприятный, конечно, требует времени для осмысления.

Таратута: Прошел день, два, что вы думаете по этому поводу? Какие у вас эмоции?

Бюльбюль-оглы: Вообще для меня это две разные истории совершенно – убийство этого парня и история с овощной базой. Вся эта история - истерия, я бы сказал, которая нагнетается в СМИ. Прежде всего, я хотел бы высказать соболезнования семье покойного. Вчера я совершенно случайно видел в эфире выступление его брата по каналу «Россия», по-моему, замечательный парень и сказал очень правильные слова. По радио в машине я слышал интервью с девушкой, из-за которой это все случилось, она очень взволнованно сказала, что она не хотела, чтобы из-за нее межнациональные проблемы возникали. Молодое поколение правильно выступает. Прежде всего, я хотел бы высказать соболезнования семье покойного и выразить огромное сожаление, что так случилось, и что в этом замешан некий азербайджанец. Я говорю, что замешан, потому что сказать, что человек виновен или нет, может только суд. Любые доследственные разговоры, примеры, насколько я знаю, сейчас я ехал в машине, передают, что чуть ли не его признание есть.

Таратута: Сейчас очень быстро развиваются события.

Бюльбюль-оглы: Завтра мы подготовили ному в МИД, мы ее направим, мы будем требовать консульской поддержки подозреваемого. К нему должны быть допущены адвокаты, если нужно, переводчик, все должно идти в правовом поле. При этом, чтобы не показалось, что я хочу его выгородить, если это сделал он, то это достойно самого высокого осуждения. Хочу вам сказать, что с первого момента, когда мы об этом узнали, у нас здесь есть официальный представитель МВД Азербайджана, который был подключен к этому процессу. Мы сообщили российской стороне, в данном случае полицейскому главку города о том, что азербайджанская сторона готова оказать всяческие содействия в поимке преступника, что если подозревается гражданин Азербайджана, если он каким-то образом будет пытаться проникнуть на территорию Азербайджана, будут приняты немедленно все меры, будет сообщено российской стороне. В служебном порядке оказывалось всякое содействие розыску этого гражданина.

Таратута: Вы, наверное, видели сообщения, что глава комитета по делам религиозных объединений, конечно же, выходец из партии ЛДПР, Ярослав Нилов уже обратился к вам с письмом, в котором он негодует, говорит, что азербайджанская сторона молчит, что кто-то из представителей Азербайджана обязаны выступить, что это «удар по возможности конструктивного межнационального диалога». В ЛДПР, очевидно, изучили уже биографию преступника по версии телеканала НТВ, Youtube и вообще всех до суда. Он сказал о том, что у себя на родине господин Зейналов был объявлен в розыск за убийство и почему не объявлен в международный розыск.

Бюльбюль-оглы: Ничего подобного. Это чисто газетная утка. Господин Зейналов ни в каких уголовных деяниям, по сведениям МВД Азербайджана, не замешан. МВД Азербайджана об этом официально заявило, и я об этом официально заявляю, что по базе данных азербайджанского МВД, этот гражданин ни в каких действиях криминального характера не отмечен до сих пор.

Таратута: И до сих пор никого не убивал?

Бюльбюль-оглы: И до сих пор никого не убивал, и ни в какой розыск не объявлялся. Письмо господина Нилова я не видел, пока мы такого обращения не получали. Когда получим, мы ответим. Хочу еще раз сказать всем желающим пошуметь, что до решения суда любые разговоры, любые заключения, любые умозаключения, любые потрясания воздуха кулаком или словами совершенно бессмысленны.

Таратута: Мы не можем до суда никого называть преступником, но мы можем обсуждать то, как производился арест человека.

Бюльбюль-оглы: Да. Вот это я вчера видел в интернете.

Таратута: Мы все видели фотографии, видео, мы видели на ковре у Колокольцева, министра внутренних дел РФ, окружение ОМОНа, согнутый человек. Что вы чувствовали в этот момент?

Бюльбюль-оглы: Очень неприятное ощущение. Во-первых, это нарушает все законы судебно-процессуального кодекса, уже правозащитники в том же интернете пишут, что нарушены права заключенного, он иностранец, и к нему должны относиться соответственно. Прежде всего, должна быть допущена консульская поддержка, языковая поддержка и поддержка адвокатов. Если человек виноват, он должен получить то, чего он заслуживает по закону. Очень важный вопрос другой - это бытовая драка, бытовое убийство, которое в таком мегаполисе как Москва или в других мегаполисах мира происходит ежесуточно, это не редкость, для полиции это трудовые будни. Посмотрите, как вокруг этого устроили истерию.

Таратута: А почему, как вам кажется?

Бюльбюль-оглы: Вот у меня записано, чтобы я не перепутал. Сегодня в Москве убили азербайджанца, его зовут Руслан Ариф оглы Гараханлы 1986 года. Его нашли мертвым на автостоянке в час дня. Начали следственные действия, не знают, то ли это ответ на это убийство, то ли там что произошло и так далее. Я вам скажу, что не редкость убийство просто на национальной почве. Из-за того, что человек выглядит не так, как славянин, убивают, бьют. Был небезызвестный случай, когда Народного артиста РФ Заура Тутова, человека, который всю жизнь на российской эстраде, известный певец, его просто избили, потому что он стоял на улице, а жена сидела в машине. Ему сломали нос, он перенес тяжелую операцию и так далее. У нас был Метин Мехдиев в 2012 году, 33 года, привез жену из роддома с ребенком, пошел в магазин что-то купить для ребенка, его на улице убили. Но мы не устраивали этих истерик. Таких примеров у меня на бумажке очень много. В Баку в апреле 2013 года русский по национальности Аушев Сергей Борисович 1962 года рождения в состоянии алкогольного опьянения нанес своему соседу Халилову 1967 года рождения  ножевые удары. Азербайджанец Халилов умер до приезда скорой помощи. У нас тоже есть пресса, у нас тоже есть телеканалы, у нас тоже есть возможности поднять народный сход, сказать, что русский убил азербайджанца, что надо выселить всех русских, но мы же этого не делаем. Пусть этот уважаемый депутат знает, что Азербайджан является стратегическим партнером России, и что Азербайджан - очень важная страна на Южном Кавказе. Недавний визит Владимира Владимировича Путина в Азербайджан доказал, что руководство России, президент относится к Азербайджану как к стратегическому партнеру. Намечены новые возможности развития наших стратегических отношений.  Такие случаи на бытовой почве были, есть и будут всегда, но возводить их в ранг политики, возводить их в ранг истерии против какого-то народа – это бумеранг. Россия - многонациональная страна, Россия - многоконфессиональная страна. Нельзя такие вещи делать.

Таратута: Мне кажется, моя позиция вам ясна, и все же мы сейчас говорим о чудовищной истерики, о том, как одна проблема заменяется другой. Существует миграция, существует незаконная миграция, существует московская проблема с приезжими, под всем этим есть некие основания. По вашим данным, мигрантский поток из Азербайджана в Москву насколько он проблемный?

Бюльбюль-оглы: У нас мигрантский поток сильно уменьшился, потому что в Азербайджане открывается много рабочих мест. Азербайджану самому не хватает трудовой силы. Я был летом в Баку, в частности в Габале и в Шеки. Оба руководителя районов мне говорят о том, что сегодня просто разнорабочий на стройке получает 300-400 до 500 манат, это почти как евро, и не могут найти людей туда работать.

Таратута: Сколько сейчас в Москве работает азербайджанцев легально-нелегально, по вашим ощущениям?

Бюльбюль-оглы: У нас безвизовый режим. Это надо спрашивать у ФМС. У нас точных данных нет. Я, по своим наблюдениям как посол, могу сказать, что такого большого притока, как из некоторых других стран, у нас нет. Наоборот наблюдается отток людей с неквалифицированной рабочей силой, которые уезжают обратно работать там.

Таратута: Вы наверняка помните и антигрузинскую компанию, во время которой установили торговые квоты. Насколько они ударили по азербайджанцам, работавшим  на российских рынках?

Бюльбюль-оглы: Я еще хочу вам задать вопрос: а если бы этот парень Халилов случайно бы работал на космическом заводе, космический завод надо было бы закрыть?

Таратута: Это вы сейчас говорите про меры правоохранительных органов.

Бюльбюль-оглы: Есть недовольство населения этой овощной базой. Зачем его привязывают к этой бытовой драме? Шел человек с девушкой, девушку задели, он ответил. Я еще раз говорю: я ни в коей мере не хочу быть его защитником, если он совершил преступление, это будет доказана. Я уже знаю, что его родители попросили извинения по интернету у родителей, родственников, семьи погибшего, я уверен, что и наша диаспора будет помогать, опекать, никто этого не хотел. Но раз это связано с именем азербайджанца, конечно, мы проявим некое участие в этом. Но это бытовая проблема, которая в любом мегаполисе происходит ежесуточно, иногда ежечасно.

Таратута: То есть верно ли я понимаю, что вы не требовали от российского народа всеобщего покаяния по поводу убийства конкретного человека…

Бюльбюль-оглы: Причем ни одного убийства азербайджанцев. Я еще раз говорю: сегодня нерабочий день, я из машины позвонил на работу и мне… Я вам могу целую папку предъявить фамилий азербайджанцев, которых убили здесь в Москве и в России просто на бытовой почве, но мы же не устраиваем из этого истерику.

Таратута: То есть я верно понимаю, что не должен азербайджанский народ кается за это преступление?

Бюльбюль-оглы: Конечно. А что русский русских не убивает? Нет таких случаев? За эти дни русский русского не убил что ли?

Таратута: Я подозреваю, что убил и не одного

Бюльбюль-оглы: Нельзя это переносить на национальный вопрос. И русский русского убивает, и французы французов убивают. Не должно быть этого, но, к сожалению, в нашей жизни это происходит, и поднимать это на межнациональный, межгосударственный уровень, депутаты… Депутаты пусть занимаются своими делами, это было бы гораздо лучше. Я как посол не могу вмешиваться во внутренние дела РФ. Эта база, по моим данным работает порядка 40 лет. Это не мой вопрос. А что никто никогда не видел, что там мусор некуда вывозить, что там беспорядки и так далее? Миграционные службы пусть работают. Хотите вводить визы - ради Бога.

Таратута: А, может, это спор хозяйствующих субъектов, может, базу хотят отнять?

Бюльбюль-оглы: Я посол, я этого не говорил. Наверняка есть чьи-то бизнес-интересы, наверняка есть какие-то интересы третьих сил, наверняка базу закроют, потом там что-то построят. Еще раз говорю: это не мой вопрос, это не мое дело, я этого даже не хочу касаться.

Таратута: А насколько все это могло быть провокацией? Я сейчас не говорю об убийстве, я говорю о последствиях.

Бюльбюль-оглы: Я не исключаю, потому что убийство произошло 10, события  начались 12. Значит, два дня кто-то раздумывал. Потом само ГУВД Москвы сообщало, что среди первых арестованных 380 человек 60 с чем-то человек были не из Бирюлево, а приехали из каких-то других районов Москвы. Конечно, москвичи могут передвигаться, но это не может не настораживать. Почему человек приезжает в другой район и подставляет свою голову под дубинки ОМОНа? Нормальный человек будет это делать? Это надо быть мотивированным, чтобы это делать. Значит, это нужно каким-то третьим силам, которые хотят вбить клин между Азербайджаном и Россией. Заранее как посол могу сказать, что этого не получится, этого не будет, для этого есть посольства, для этого есть политические инструменты, для этого есть добрая воля наших президентов, правительств, министров. Поэтому эта возня, словом «возня» я хочу все это охарактеризовать…

Таратута: Азербайджанский случай здесь мог попасть под раздачу. Может, кому-то было выгодно воскресить национальный вопрос.

Бюльбюль-оглы: Это ответ неких сил на визит Владимира Владимировича Путина в Азербайджан.

Таратута: Вам кажется так?

Бюльбюль-оглы: Скорее всего. Если меня как политика спросят, я так и отвечу.

Таратута: Как политика спрашиваю.

Бюльбюль-оглы: Это желание нагнетать страсти между двумя народами, между двумя странами. Обращаюсь: не получится, господа.

Таратута: Тогда прямое следствие вашего утверждения, объявление о национальности преступника случилось в тот день, когда Россия с Азербайджаном играла в футбол. И это тоже не случайность?

Бюльбюль-оглы: Это ряд совпадений. Во-первых, праздник Курбан-байрам. Мы это тоже отметили, что еще непойманного человека объявляют национальность в праздник. Не надо забывать, что в России порядка 25 миллионов мусульман живет. В святой праздник? Да, произошло. Но, на мой взгляд, люди, которые руководят идеологией, прессой, свободная пресса, да, но ей тоже можно намекнуть о том, что можно делать, что нельзя делать в такой священный мусульманский праздник… Ладно, проехали.

Футбол. Я не думаю, что ФИФА планировало матч под убийство около овощной базы. Так совпало. Насколько я знаю, в Баку были многочисленные болельщики, попытались днем пройти по улице и выкрикивать каике-то лозунги, но ничего такого не произошло.

Таратута: Там не очень тепло встретили российскую команду, как мы знаем.

Бюльбюль-оглы: Почему? Нормально.

Таратута: Забросали монетами и зажигалками.

Бюльбюль-оглы: Это спорт, в спорте всякое бывает. Это тоже никак не скажется на наших межнациональных и межгосударственных отношениях.

Таратута: Вам кажется, это красит азербайджанских болельщиков?

Бюльбюль-оглы: Нет, болельщики везде болельщики. А что в Англии не дерутся? А что здесь между «Спартаком» и «Динамо» болельщики не дерутся, друг друга не убивают, ножи не достают? Болельщики футбола везде одинаковые, их тоже не надо приравнивать совершенно к политике. Это спорт.

Таратута: Вы говорили о Курбан-байраме и здесь такая история. Потребовалось от вас участие в обеспечении безопасности, переговоров с кем-то?

Бюльбюль-оглы: Нет, это чисто религиозное.

Таратута: Разговор исключительно о том, что все пользователи социальных сетей, все говорили о том, что совершенно непонятно, как будут по улицам ходить, как будут работать азербайджанские рестораны, как вообще все это будет происходить. Потребовало ли от вас каких-то организационных усилий?

Бюльбюль-оглы: Нет, никто ничего не потребовал. Очень часто говорят, что диаспоры, организации должны сделать так, должны так. Я хочу подчеркнуть, что диаспоры и организации – это в основном российские граждане, это россияне, но по национальности он может быть таджиком, узбеком. Кто приезжает заработать денег и уехать – это не диаспора. Те, кто диаспора - это уже граждане России. Есть закон о национальных культурных автономиях, эти организации защищены законом РФ и работают по закону. Есть различные диаспорские организации с более культурным значением, с более бытовым, с более объединяющим. Есть разные диаспорские организации, в них тоже идут своеобразные процессы, ведомые им самим. Мы работаем с диаспорами, но мы ни в коем случае не вмешиваемся в их внутреннюю политику.

Таратута: Въездные визы – это реальность или это оскорбительное предложение?

Бюльбюль-оглы: Я хочу подчеркнуть, что азербайджанские граждане ездят в Россию по зарубежным паспортам. Есть страны, которые по внутренним ездят, Азербайджан ездит в России по заграничным паспортам так же, как российский гражданин без визы, но въезжает в Азербайджан по российскому заграничному паспорту. Если российская сторона введет предложение ввести визы, мы его рассмотрим, естественно.

Таратута: Когда, по-вашему, все это случилось? Когда симпатия советская, построссийская к соседям с Кавказа превратилась в эту бойню или это политическое дело?

Бюльбюль-оглы: Я отвечу коротко: не надо забывать, что в составе России Северный Кавказ, не надо забывать, что очень многие представители Кавказа являются российским гражданами. Кстати, кто-то из депутатов, я в эфире недавно слышал, сказал, что из-за безработицы на Северном Кавказе многие молодые люди приезжают в Москву, Петербург и другие города России.

Таратута: То есть всех путают.

Бюльбюль-оглы: Да. Сегодня Азербайджан готов инвестировать в Северный Кавказ, есть программы инвестирования. По указанию нашего президента, министр экономического развития был во всех северных республиках Северного Кавказа России, сейчас разрабатываются большие программы инвестиций. Мы готовы как соседи помочь развитию инфраструктуры этого региона и так далее. Желание все это нарушить, обмазать черной краской, сказать, что какая-то вражда и так далее, к сожалению, сегодня - это инструменты такой ненужной политики.

Таратута: Азербайджан обижен на Россию за эту ситуацию?

Бюльбюль-оглы: Нет, никто ни на кого не обижен. Еще раз говорю: это бытовая ситуация, которая найдет свое разрешение в рамках правового поля РФ. Извините, я все-таки бывший музыкант и эмоции иногда …

Другие выпуски