Григорий Ревзин: реконструкция улиц Москвы продлится еще 80 лет.

О спорах с правительством, «провале» программы «Моя улица» и будущем Москвы
Говорите с Юлией Таратутой
16:03, 15 июля
Поддержать программу
Поделиться
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 16%
4 800 / год
5 760
Попробуй Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку
Ведущие:
Юлия Таратута

Комментарии

Скрыть

В гостях у Юлии Таратуты партнер КБ «Стрелка», профессор Высшей школы урбанистики, один из разработчиков благоустройства улиц Москвы Григорий Ревзин. Говорили о том, почему программа «Моя улица» провалилась,  почему москвичи не приняли глобальную перестройку, когда «атмосфера ремонтного террора» на улицах закончится,  и что дальше ждет столицу. 

Таратута: Я не буду скрывать, мы давно знакомы, как минимум, потому что долго работали в одном издательском доме «Коммерсантъ», я имела честь работать с Григорием Ревзиным. Я, несмотря на весь мой пиетет и расшаркивание такое в эфире, постараюсь задавать Григорию Ревзину неудобные вопросы. Поскольку тема, которую мы станем обсуждать, и вам, зрители дорогие, очевидно, известна — это Москва и ее переделка, и ремонтные работы, которые в некотором смысле, как бы сказать мягче, несколько подпортили нашу жизнь, а некое светлое будущее, оно где-то там. И вот мы обсудим и настоящее, и будущее. Гриш, мой первый вопрос такой: там так вышло, почему, собственно, наш разговор сейчас происходит? Потому что вы совершенно удивительным для меня образом выступили от собственного лица. То есть вы в какой-то момент, когда никто вообще не ассоциировал вас с раскопанными улицами и с несчастьями, свалившимися на их голову, решили написать колонку на сайте Карнеги.ру, и по сути, с этого момента вы стали фронтменом этого проекта. То есть вы стали единственным человеком, кто от имени этого проекта с людьми разговаривает. Раньше все ругали мэрию, теперь все ругают вас. Скажите, а вы как приняли решение, собственно, вообще выступить с этим текстом?

 Ревзин: Смотрите, Юль, тут такая история. Потому что вообще московское правительство страшно много, насколько я знаю, рассказывает гражданам о том, что оно делает. Оно издает какие-то тонны литературы, раздает людям на улицах какие-то листовки, брошюры и т.д. Кроме того, я в этой истории оказался как партнер КБ «Стрелка», поскольку мы делаем эти проекты, и я в этом качестве вижу мониторинг публикаций. Они делают примерно 30 публикаций в неделю об этом самом проекте. С другой стороны, никто, совсем никто из моих знакомых из бизнеса...

 Таратута: Не читают дайджесты.

 Ревзин: Не то что они не читают этих изданий, они вообще ничего про это не знают. То есть это каким-то удивительным образом все эти усилия, они не попадают тем людям, которые знакомы лично со мной и которые для меня важны. И что мной двигало — это просто желание как-то про это рассказать людям, с которыми я знаком и мнение которых для меня важно. Мне казалось, что это странно: я что-то делаю, год, наверное, мы занимались этими всеми проектами, и люди совершенно не понимают, о чем это, в том числе просто мои друзья.

А с другой стороны, вся суть этого проекта, мы когда в него пришли, он же без нас начался, с позапрошлого года, «Моя улица», они занимались просто транспорто-пешеходной структурой, а мы стали делать на этой основе креативный город. Креативный город — это когда улицы как общественное пространство, и там такое происходит роение разных приятных интеллектуальных событий. Это вообще нельзя сделать без городских элит, это не работает так, что какие-то граждане где-то получили листовки, а все думающие люди и культурные люди, связанные с культурой, все то движение, которое было вокруг парков, они вообще совершенно не в курсе. Так сделать эти улицы нельзя. И поэтому мне казалось, что это просто неправильно для проекта.

 Таратута: То есть нужно эти городские элиты включить?

 Ревзин: Нужно было эти городские элиты включить, потому что у нас были достаточно большие споры, надо ли это делать до начала проекта, не надо, заказчик как-то считал, что бессмысленно общаться с этими элитами, они все равно будут всегда против.

 Таратута: Обманут.

 Ревзин: Нет, просто будут всегда против.

 Таратута: А мы под заказчиком понимаем мэрию, мэра?

 Ревзин: Да, мэрию. С Сергеем Семеновичем я это не обсуждал, но на уровнях ниже, да, конечно, просто мэрия. И как раз когда принималось решение о том, как рассказывать про проект, мне казалось, что про этот проект надо рассказывать на телеканале Дождь, на радиостанции «Эхо Москвы», можно в «Медузе», можно на «Слоне», можно на «Кольте», то есть это для этих людей вообще-то очень важная вещь. Все остальные — они подтянутся, но есть трендсеттеры, и можно общаться с ними. Когда это обсуждалось, это был декабрь, довольно давно, прошлого года, то тогда было принято решение, что с этими людьми разговаривать бессмысленно, они все равно будут против. А мы будем разговаривать с гражданами, горожанами Москвы, которые, действительно, их 92% одобрило прошлый год, мы с ними и дальше будем разговаривать, они и дальше будут одобрять. И в результате, условно говоря, с этого декабря до моей колонки у нас все время были споры, надо разговаривать или нет. Дальше мне показалось, что можно подвести итог. Мы не разговаривали, все они против, и в этой части, то есть части создания креативного города, программа провалилась.

 Таратута: То есть никто из тех людей, для кого это делается, в этом участвовать не хотят, они уже очень настроены?

 Ревзин: Понимаете, основное, это довольно экзотично звучит, но смысл улицы как общественного пространства… что значит общественное пространство? Это пространство для общения. Вы идете по улице, встречаете своих знакомых, они сидят в кафе на улице, как, собственно, происходит, не знаю, в Париже или в Мармарисе, где угодно. То есть улица как такой городской театр. Это то, что когда-то придумала Джейкобс: такой театр, где люди — актеры. Но если все актеры выходят и говорят: «Нас тошнит от этого», то такой театр в стиле Хармса получается.

Полный текст доступен только нашим подписчикам
Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.