Как смягчить масштаб кризиса для бизнеса и людей? Три совета Натальи Зубаревич Сергею Собянину

10/04/2020 - 22:05 (по МСК) Михаил Фишман

На этой неделе Путин снова, уже в третий раз, обратился к народу — на этот в формате телеконференции с губернаторами, — и предложил новую финансовую помощь. Главным образом речь идет об оснащении больниц и помощи врачам: 33 млрд рублей на развертывание новых коек, 13 млрд на закупку аппаратов ИВЛ, 10 млрд рублей на доплаты врачам фельдшерам и медсестрам. Немного добавили денег семьям с маленькими детьми и выплаты безработным — тоже на детей и по упрощенной схеме. Бизнесу обещана мягкая рассрочка по возвращении с налоговых каникул — чтобы не платить все налоги сразу. Это все. По сути, Кремль и правительство по-прежнему не согласны дотировать напрямую бизнесы и работников. Что это значит для регионов, на плечи которых переложена ответственность за борьбу с кризисом? Об этом мы спросили у директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич. 

Наталья Васильевна, добрый вечер!

Здравствуйте! Вопрос в том, что мы больше обсуждаем: бюджеты, бизнес или потери населения. Давайте я начну с бюджетов. Самые большие потери будет нести федеральный бюджет, и вы должны это четко понимать, потому что нефтяная рента в виде налога на добычу полезных ископаемых и пока еще экспортных пошлин идет в федеральный бюджет. Поэтому самый большой спад получит федеральный бюджет. Именно это во многом объясняет его неторопливость в поддержке…

Вы имеете в виду, что из-за кризиса с нефтью.

Цена на нефть.

Да, это понятно, мы это обсуждаем уже не первую неделю.

Раз так, вы же понимаете, что нефтяная рента идет в основном в федеральный бюджет. Он понимает, что он просядет, что он будет в дефиците, поэтому очень осторожничают федеральные власти.

Второе ― региональные бюджеты. Там понятно, что посыпется. Это прежде всего налог на доходы физлиц, потому что его платят и те многие, кто сейчас ушел в простой, ушел в неполную занятость, по соглашению сторон или уже уволен. Вообще в зоне риска в стране, по разным оценкам, от 10 до 11, а уж по таким самым широким оценкам, включая транспорт, до 15 миллионов человек. Они все платили НДФЛ.

Звучала даже цифра 20 миллионов.

Нет, не придумывайте, давайте напишем 72, все занятое население. Цифры сейчас гуляют. Я считаю по Росстату и то считаю, говорю о тех, кто в зоне риска, а не те, кого уволили. В зоне риска.

10–15 миллионов людей, вы так оцениваете.

Да, это в зоне риска. Далеко не все будут уволены, часть уже посадили на неполную занятость, они как-то держатся за места. Но месяц они продержатся либо на пустоте, если без сохранения содержания заставили написать, либо на двух третях оклада. Через месяц многие будут принимать решение, и поток безработных увеличится.

Итак, по бюджетам самые большие потери ― это налог на доходы физлиц, а это важнейший налог для средне и более развитых регионов. Чтобы вам было понятно, в бюджете Москвы 40%...

Половина, насколько я понимаю.

А в Питере 43%. В Московской области больше 35%. Во всех регионах с городами-миллионниками, где концентрируются получатели приличной зарплаты, еще плюс промышленные города экспортных отраслей, там этот налог значим.

Второе ― налог на совокупный доход: это вмененка, упрощенка, это малый бизнес. Он невелик, это примерно 4% всех доходов бюджета, но он посыплется капитально. То есть региональным бюджетам потребуется значительная помощь в условиях, когда проседает и уходит в минус, в дефицит федеральный бюджет. Вот тут-то мы и посмотрим меру щедрости, потому что регионам точно придется помогать.

Теперь про бизнес и занятых. Про занятых все понятно. Вы сделали первый шаг, первый, вы сказали, что три месяца будет облегченная процедура регистрации, не будут требовать документы, может, даже мы увидим в регионах онлайн-регистрацию. В Москве, правда, сервис сдох, когда начали. Но это обязательно надо делать, потому что то, что сейчас, немыслимо. Меньше 600 тысяч у нас безработных на всю страну, федеральный бюджет ― это полномочия федерального бюджета ― передает регионам субвенцию примерно на 52 миллиарда рублей. Она должна вырасти в разы, не в два и скорее не в три, а больше.

Дотация на пособия по безработице.

На пособия по безработице. Это значит социальные выплаты безработным. Ее надо увеличивать в разы, и очень быстро. Я пока не слышала таких решений. Зарегистрируются люди, а платить-то им кто будет? Это не полномочия регионов, безработные ― это полномочия федерального центра. Третье…

Москва уже заявила на прошлой неделе, Собянин, что мы в упрощенном порядке будем… Сколько? Он 19 500, по-моему, назвал цифру.

Как вы их зарегистрируете? У вас отлажена система быстрой регистрации? Сайт-то упал. А во многих регионах онлайн-регистрации тупо не существует, надо идти в службу занятости. Вот где должны работать сейчас профильные министерства и региональные власти, создавая возможности, потому что это спасет от очень быстрого спада доходов у очень большого количества людей, я подчеркиваю, очень большого.

Да-да. А у магазинов в Москве, я просто сам свидетель, уже стоят люди, которые спрашивают у тех, кто выходит из магазинов, нет ли подработки, а то нечем семью кормить. Это уже сейчас происходит в Москве. Но третий пункт.

Для меня вот это сейчас критическая история с безработными, честно, критическая абсолютно, потому что она федеральная, тут регионы тоже могут многое сделать в части организации регистрации просто. Хотя опять же службы занятости федеральные.

Теперь про бизнес. Единственный регион, у кого есть финансовые возможности для поддержки малого и среднего бизнеса, ― это столица нашей родины, Москва. Весь объем налога на совокупный доход, который платится в бюджет Москвы по 2019 году, ― это 127 миллиардов от всех, а на благоустройство Москва по прошлому году потратила больше 330 миллиардов. Я внятно излагаю? Вы цифры мои услышали?

Да, я прекрасно слышу ваши цифры.

Простите им этот налог, простите. Опять же есть ограничения. Они связаны с тем, что региональные власти-то могут влиять на вилку, но подавляющее количество налогов в России регламентируются федеральным законодательством, федеральным. Что может сделать богатый субъект федерации? Простить, конечно, малому бизнесу вмененку, упрощенку, не отложить, а просто не платить три месяца.

А это поможет? Это спасет?

Хоть как. Второе ― аренда. Решение по НДС чудовищное, что у нас налог этот остается, это на совести федеральных властей, регионы к этому не имеют ни малейшего отношения. НДС ― федеральный налог. Когда мы говорим о налоге на прибыль, они сейчас легли, эти бизнесы, прибыли нет, они не его не платят.

Самое страшное ― аренда. Если аренда площадей, принадлежащих муниципалитету или региону, Москва ― регион, да, надо, конечно, сбрасывать. Лучше прощать на три месяца. Не каникулы, слово «каникулы» означает пролонгацию, а прощение.

Пока наоборот, президент говорит: «Мы просто им потом упростим выход из этой налоговой ямы, в которую все попадут после того, как придется возвращать долги».

А как вы упростите этот выход, если этот кризис неизбежно совершенно ведет к усилению бедности? И оценки разные, но плюс три-пять миллионов бедных при имеющихся 18,5–19 мы получим. Ведет к существенному снижению доходов, потому что целые страты выпадают, они теряют доходные источники. А то, что сейчас выбивается этим коронакризисом, коронавирусом, ― это же рыночные услуги в первую очередь. Рыночные значит оплачиваемые, и не из бюджета, а из кармана потребителя. А если в кармане дыра, то и спрос на эти услуги будет сжиматься, все понимают, что легкого, простого и быстрого выхода из этого кризиса для сектора рыночных услуг не будет.

Поставим себя на место… Что мог бы сделать сегодня Собянин, мэр Москвы, для того, чтобы облегчить, очевидно?.. Понятно, что в Москве больше возможностей, чем в других городах, можно где-то найти, как-то искать, пытаться вертеться. Но и удар здесь тоже гораздо тяжелее, потому что здесь очень много малого и среднего бизнеса.

При этом мы слышим эти новости, что на очередную бордюрную плитку выделено 16 миллиардов, на еще что-то, наверно, это какие-то прежние решения, которые сейчас озвучиваются, не прямо сейчас это принималось, сейчас Собянину совершенно не до этого. Я не знаю, но звучит это все странно. Это можно как-то объяснить, почему сейчас принимают?

Это инерция управленческой системы. Вы правы, бюджет-то принят. Все расходы расписаны, они идут своим чередом.

Второе ― Москва, на мой взгляд, могла бы более активно маневрировать ресурсами. Но есть понятие «жаба душит». 7% дохода бюджета Москвы дают доходы от использования городского имущества. Понятно, что там не один только бизнес, малый и средний, использует. Но вычленить это… У нас стритритейлы много чего арендуют. Простите им на три месяца, мы же не говорим про год. На три месяца простите, чтобы он просто не умер в мае. Это можно сделать, но это должны как-то инициировать те, кто представляет интересы горожан, в том числе малого бизнеса, а с представительством интересов бизнеса и в России, и в Москве большая напряженка.

Две недели назад была встреча с Владимиром Путиным, она войдет в учебники, как, собственно, у нас бизнес сегодня разговаривает с властью, и то они разговаривают с Путиным, а не с Собяниным в любом случае.

Понимаете, большинство решений, конечно, бюджетный кодекс ― это федеральная история. Но богатые регионы могут подрихтовать. Я не юрист, понимаете, я тоже в лоб не могу говорить.

Конечно.

Но то, что аренду можно снизить, не надо быть юристом, чтобы это понимать.

Можно три главных от вас совета сегодня Сергею Собянину? Владимиру Путину советовать трудно, просто потому что мы видим, что он снимает с себя ответственность за положение дел. Это видно на протяжении… Сергей Собянин иначе себя ведет, он решает эту проблему, по крайней мере, хочется на это надеяться.

Решает вопрос.

Да, совершенно верно. Поэтому кажется логичным посоветовать, что сделать, чтобы по людям это ударило меньше в Москве, чем ударит, если пустить все на самотек. Что ему делать? Ваши советы.

Во-первых, понять, что под рисками полтора миллиона занятых в Москве. Полтора, это много. Второе ― все силы приложить к тому, чтобы службы занятости в электронном формате максимизировали регистрацию. Но опять же они зарегистрируют, но это федеральные полномочия, значит, надо вышибать из Минфина субвенцию на это дело. Плюс доплата московских денег, что уже назначено.

Третье ― простить внеменку и упрощенку, вот эти все налоги, для вас немного и не критично, 4%, переживете. И наконец, последнее ― аренда. Аренда ваших площадей ― прощайте три месяца. Аренда, которая осуществляется в бизнес-площадях, ведь арендуют очень многие, вы же видели, в торгово-развлекательных центрах, они частные.

Конечно, это частный бизнес, он точно так же в этой ситуации.

Арендодатель сам может быть закредитован, у него обязательства перед банком. Я не знаю, может ли московский бюджет дать гарантию этому арендодателю перед банками, это к юристам. Но хоть что-то попытаться надо продавить, он же начальник по комиссии. Декапитализация банков, давших эти кредиты, чтобы они сейчас их не истребовали. Итак, аренда ― раз, безработица ― два, прощение тех налогов, которые можно простить. Хотя бы так.

Три совета Натальи Зубаревич, директора региональных программ Независимого института социальной политики московскому мэру Сергею Собянину в этот, наверно, самый тяжелый экономический кризис за последние двадцать лет.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски