Тандем автократий против США: почему союз с Китаем грозит России потерей суверенитета

27/03/2021 - 01:17 (по МСК)

23 марта в Китае состоялась встреча министров иностранных дел Сергея Лаврова и Ван И. В ходе встречи дипломаты обсуждали отношения с Западом. Переговоры Лаврова и Ван И состоялись после жестких переговоров между китайскими и американскими дипломатами на Аляске, а также утвердительного ответа президента США Джо Байдена на вопрос, считает ли он президента России Владимира Путина убийцей. Непростые отношения с США подталкивают Россию и Китай укреплять союз друг с другом, уверены западные журналисты. Михаил Фишман — о том, насколько России выгодно сотрудничество с Китаем и поможет ли оно в соперничестве с США. 

 

 

 

В ходе его первой президентской пресс-конференции Джо Байдена даже не спросили, когда же он будет дебатировать с Владимиром Путиным, а сам Байден про Путина тоже почему-то не вспоминал. Как будто он вообще не обратил внимания на то, в каком красивом костюме лесника Путин отдыхал в тайге. На самом деле американцам сейчас не до Путина — их больше интересует Китай. Первая встреча главы Госдепа Блинкена и помощника по национальной безопасности Салливана с представителями Китая на Аляске закончилась скандалом. Блинкен указал китайцам на Синдзян, где Пекин репрессирует уйгуров, на Гонконг, где Пекин давит демократию и протест, на конфликт с Тайванем, и в ответ вместо положенного по протоколу двухминутного приветствия китайцы прочли американцам длинную лекцию о закате их версии демократии. Газета The New York Times писала — это все плохо кончится:

Эти перепалки в резких тонах только усилят опасное разрушение отношений между двумя самыми мощными мировыми державами. Стремление звучать и выглядеть жестко загнало обе стороны в ловушку. Такая риторика может быть хороша для внутреннего употребления, но она не позволяет делать то, что действительно необходимо: взаимодействовать с другой стороной, основываясь на реалистических ожиданиях.

Впрочем, есть и другая точка зрения: лучше так, чем общие слова — теперь это хотя бы деловой разговор. И когда Байдена спросили про Си Цзиньпина, он единственный раз упомянул Путина:

«Он очень откровенен. У него в организме нет демократической косточки — с маленькой буквы „Д“. Но он умный человек. Он из тех людей, которые, как Путин, считают, что за самовластием будущее и что демократия не может работать в бесконечно сложном мире», — сказал Джо Байден журналистам на своей первой пресс-конференции на посту президента.

Байден затем добавит: коммунизм все, XXI век — это век борьбы демократии с другой концепцией — авторитаризмом, где все решения принимает один единственный человек. И надо доказать, что демократия эффективнее. И как будто чтобы доказать обратное, что ничего у этих американцев не получится, глава российского МИДа Лавров отправился в Китай на переговоры с министром иностранных дел Китая Ван И. Они вдвоем подписали документ — российскую формулу мема про «три заветных Слова»: эй, Запад, остановись.

«Министры иностранных дел РФ и КНР Сергей Лавров и Ван И приняли программное заявление о „глобальном управлении в современных условиях“. В нем объясняется, каким — с точки зрения Москвы и Пекина — должно быть справедливое мироустройство. Один из главных тезисов: единой модели демократии не существует, а потому нельзя вмешиваться в дела других государств под предлогом ее продвижения. Визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Китай показал, насколько сблизились две страны на фоне разлада отношений каждой из них с Западом», — писало издание по итогам итогам встречи Лаврова и Ван И. 

Но одно дело сблизились, а другое дело, если Россия превращается в китайского сателлита: возможности и ресурсы Москвы и Пекина несопоставимы — Владимиру Путину просто некуда деваться, кроме как стать помощником Си Цзиньпина по международным вопросам, и то лишь тогда, когда речь идет о правах человека, а не об экономике. Так ли это? Михаил Фишман спросил у аналитика Московского центра Карнеги Александра Габуева.

Александр, привет! На самом деле мой вопрос понятен. С одной стороны, Джо Байден говорит об угрозе мировых автократий, объединяя Путина и Китай, с другой стороны, Лавров едет в Китай и подписывает с китайцами документ, декларацию противоположного свойства. Можно ли говорить, что все, мир разделился на коалиции и одна из этих коалиций ― это Россия и Китай?

Другие выпуски