Жизнь после развода. Как будут конкурировать «Яндекс» и «Сбер»

На этой неделе стало известно, что «Яндекс» покупает TCS Group — материнскую компанию Тинькофф Банка — за 5,5 миллиардов долларов. О сделке стало известно спустя несколько месяцев после того, как «Яндекс» и «Сбербанк» сообщили о прекращении сотрудничества и объявили о разделе активов. Также «Сбербанк» объявил о ребрендинге и презентовал новый логотип, в котором отказался от слова «банк». Валерия Ратникова — с подробностями перемен у «Яндекса» и «Сбербанка».

«Сбер» убрал из названия слово «банк» и вышел на финишную прямую трансформации компании в полноценную экосистему — со своими голосовыми помощниками, сервисами доставки, такси, онлайн-кинотеатром, приложением для музыки и подкастов и так далее и так далее. Процесс превращения банка в экосистему запустили давно — еще год назад Герман Греф в интервью Forbes рассказывал, что компания потратила за последние несколько лет миллиард долларов на покупку небансковских активов. Например, «Сбер» создал совместное предприятие с Mail.ru Group, куда вошли «Ситимобил» и Delivery Club, и купил 45 с лишним процентов Rambler Group. 

 

Презентовали новую вселенную «Сбера» через два дня после того, как стало известно: недавний партнер, а теперь уже конкурент госбанка «Яндекс» покупает конкурента «Сбера» Тинькофф.

Тимур Аитов, директор по международному развитию ассоциации «Финансовые инновации»:  

Трудно предсказать исход этой борьбы. «Сбер» по-прежнему во многом остается банком, а «Яндекс» более технологическая и интернет компания. Я не знаю. что им даст участие Тинькофф банка. По крайней мере то, что они слились рынок благосклонно оценил: котировки поднялись.

Марат Атнашев, директор по управлению активами «Альфа-групп»:

«Сбер» продолжает свою длинную. давно декларированную стратегию.

Получилось, на этой неделе сразу два громких события в сфере финтеха: «Сбер» становится полноценной экосистемой, а не просто банком, «Яндекс» обретает шансы наконец быть полноценно представленным на финансовом рынке. Олег Тиньков еще прошлым летом предлагал Аркадию Воложу — гендиректору «Яндекса» объединиться, но тогда это казалось просто шуткой.

Олег Тиньков, основатель «Тинькофф банка»:

Я считаю, если мы объединимся с «Яндексом», то «Сберу» мало не покажется и капитализация этой компании будет более 20 миллиардов долларов сразу, потому что самые талантливые люди работают в этих вот компаниях.

Спустя год — многое поменялось. Во-первых для самого Тинькова объединение кажется более необходимым — здесь важно и его преследование по налоговым вопросам в США и тяжелая болезнь. Во-вторых, за год окончательно оформился «развод» «Яндекса» и «Сбера». Компании разошлись по-доброму — летом объявили: мы скорее конкуренты чем партнеры. В действительности сложные отношения, которые теперь привели к созданию фактически двух финтех-гигантов гигантов на рынке, развивались давно. В 2009-м государственный банк «Сбер» получил золотую акцию «Яндекса» — так был достигнут как бы компромисс, государство начало присматриваться к растущей IT-компании, а та в свою очередь хотела сохранить независимость. В декабре 2012-го банк купил 75% уставного капитала «Яндекс.Денег», теперь сервис полностью отошел «Сберу». Из недавних попыток сотрудничества — совместный маркетплейс «Беру», который после развода достался «Яндексу». Но в итоге, спустя 11 лет партнерства, компании не смогли договориться и теперь стали полноценными конкурентами. При этом как будет выглядеть партнерство «Яндекса» и «Тинькоф» — мы пока не понимаем, интеграция только начинается.

Марат Атнашев, директор по управлению активами «Альфа-групп»:

Что банк позволяет вам как клиенту? Он либо займ дает, либо берет ваши деньги. Это одна история. А вторая история он позволяет переводить деньги, то есть транзакции делать. Чтобы это делать, у него есть лицензии и технические возможности. Если вдуматься. то сегодняшний банк, кроме этой лицензии, это цифровой sense. С этой точки зрения банк, или телекомовская компания, или чисто цифровая компания «Яндекс» фундаментально не отличаются. Мы через окошко в нашем айфоне попадаем в их систему и дальше цифровыми механизмами они выполняют разные задачки. Задача «расширить и упростить» жизнь клиента с одной стороны, а с другой стороны схватить клиента максимально плотно, чтобы он не вылезал из вашей кнопки, программы, системы или телефона — это задача каждого бизнеса. 

Тимур Аитов, директор по международному развитию ассоциации «Финансовые инновации»:  

Этот модный тренд создания экосистемы — модный во всем мире. Они создаются с двумя целями, с одной стороны экосистеме удобно бороться с конкурентами, а с другой однажды попавший к ним клиент не стремится уйти из этой системы. 

Кажется, для клиента мир услуг разделился на две части. Те сервисы, которые «Яндекс» создавал с нуля, «Сбер» постепенно покупал у других компаний, что-то, конечно, создавая самостоятельно. «Яндекс.такси» против «Ситимобил» у «Сбера», «Яндекс.Еда» против Delivery Club, «Яндекс.Музыка» против «Сберзвука», «Яндекс.Станция против «Сберпортала» — не просто колонки, а планшет с колонкой для доступа к экосистеме, «Яндекс.приставка» для телевизора против «Сбербокса» — аналогичного устройства и так далее. Такое разделение рынка опасно с точки зрения конкуренции для более мелких компаний, говорят эксперты, но, кажется, неизбежно.

Тимур Аитов, директор по международному развитию ассоциации «Финансовые инновации»:  

У потребителя остается выбор, куда ему идти: пользоваться услугами экосистемы или отдельно стоящего игрока, который продает штучный и уникальный товар. Другое дело, конечно, влияет цена скорость, удобство, надежность сервиса. Куда вы пойдете в первую очередь? К известной крупной компании, которая выставляет дешевый товар или услугу, например, по доставке, или к какому-то соседу, который за небольшую сумму тоже грозиться вам доставить мебель из магазина?

Денис Собе-Панек, партнер консалтинговой компании Strategy Partners: 

Это совершенно не означает, что не нужно создавать мелкие сервисы и вообще заниматься бизнесом. Точно надо! Для многих предпринимателей сейчас появилась такая совершенно понятная перспектива экзита, то есть ты создаешь сервис, который реально полезен и решает проблемы клиентов и знаешь, что на рынке есть стратегические инвесторы, которые могут такой сервис купить. 

Кроме того, выход в цифровую плоскость — неизбежный путь для современных банков. В этом смысле «Тинькофф Банк» как онлайн-банк гораздо более продвинут по сравнению со «Сбером», у которого до сих пор значительная часть услуг оказывается оффлайн, и создание собственной экосистемы вместе с трансформацией офисов и банкоматов, как уверены в компании, для них необходимо.

Фото на превью: sber.ru

Также по теме
    Другие выпуски