Госсовет и другие идеи Путина: что такое путинская Конституция и как будет устроена новая система власти в стране

В течение 20 лет Владимир Путин переверстывал государственное устройство России: отменял выборы, жонглировал законами и конституционными нормами, а также преемниками и президентскими сроками. Это называлось: суверенная демократия. Вроде бы законы и Конституция как у всех, но понимаются так гибко, что как повернешь, так и вышло. Но как ни верти, Конституция оказалась не приспособлена к закреплению пожизненной власти одного конкретного человека, причем удобным для него образом. И когда 20 лет спустя этот вопрос наконец встал ребром, настала пора взломать Конституцию изнутри. На наших глазах Россия перестает быть тем государством, которым она была последние уже 30 лет.

Два фирменных приема всех спецопераций от Владимира Путина: стремительность и внезапность. «Порхай, как бабочка, — жаль, как пчела». Еще даже в общих чертах никто не понял, что он сказал, а Путин уже встречался с рабочей группой по правке Конституции, а новый премьер Мишустин отдавал первые распоряжения. Новая — путинская — Конституция появится уже к лету, и так быстро даже кошка родить не может. А тут сразу, ни много ни мало — целая новая система власти в стране. Новое государство.

Путин занимался конституционной реформой лично — как говорят, до последнего момента буквально сам писал свое собственное послание. Это уже традиция: Сталин как известно тоже сам писал Конституцию 36 года. Для полного эффекта послание транслировалось на Эльбрусе и в спальных микрорайонах. Где-то я это видел — то ли в книжке читал, то ли в кино смотрел. Ну, что тут скажешь: во-первых, это красиво.

Спортсмены и писатели, механизаторы и рабочие, представители творческой интеллигенции и профсоюзов, казаки и учителя, — рабочая группа по правке Конституции сформирована на лучших принципах советского представительства. Можно сказать, народ пишет Конституцию своими собственными мозолистыми и закаленными в боях руками, как в том же самом 36 году. Сталин тогда подчеркивал: эксплуатация человека человеком ликвидирована, социалистическая собственность на средства производства стала незыблемой основой советского общества. Владимир Путин не отстает от предшественника и подчеркивает в послании: изменения назрели, страна прошла большой путь с 93 года.

Первое рабочее заседание рабочей группы по правке Конституции прошло в эту пятницу. Конечно, необходимость принятия новой Конституции для всех стала неожиданностью. Ничто, как говорится, не предвещало, если не считать того, что буквально месяц назад, в декабре, на своей пресс-конференции Путин как бы между делом сказал, что есть над чем подумать про Конституцию — может быть, расширить права парламента. В общем, мелочи.

Михаил Фишман обсудил эту тему с депутатом Ярославом Ниловым, который входит в рабочую группу. Вот расшифровка их разговора

Ярослав, здравствуйте. Спасибо, что согласились поговорить со мной. Расскажите, пожалуйста, как прошло первое заседание рабочей группы по внесению поправок в конституцию, что вы делали, как это вообще происходило?

Сегодня состоялась первая такая, я бы сказал, практическая установочная встреча, где были обозначены принципы нашей работы. Прежде всего мы договорились о том, как мы будем действовать с учетом того, что сейчас в обществе бурно и активно обсуждается тема поправок в конституцию и вопрос о создании данной рабочей группы, много желающих какие-то свои предложить изменения, поэтому сегодня был создан такой рабочий орган, секретариат.

А как вы это делали? Это какое-то голосование было? Вот вы как, вы сели в круг или как? Просто даже представить себе хотя бы, как это.

Это конференц-зал учебного заведения, где мы собрались, участники данной рабочей группы. Сначала выступили сопредседатели, дальше выступали те, кто имел желание выступить. И мы организационно договорились, что учитывая тот поток предложений, который идет, было создан условно рабочий орган, который будет заниматься аккумулированием всех поступающих предложений и их ранжированием. У нас есть блок предложений, которые касаются напрямую тех предложений, о которых говорил президент в послании к Федеральному собранию, есть те, которые касаются отдельных глав конституции, которые трогать, мы договорились, не будем. Первая, вторая, девятая главы, фундаментальные, где заложены фундаментальные принципы, эти главы неприкосновенны, священны, и даже если поправки будут поступать в эти главы, то они даже рассматриваться даже, скорее всего, не будут. Рамки могут быть, очевидно, расширены, рамки дискуссии могут быть расширены, поэтому другие предложения, если будут поступать, они должны быть проанализированы, насколько они вообще могут в конституцию быть погружены, соответствуют, не соответствуют. Договорились о методах взаимодействия, сегодня существуют современные средства связи, интернет…

Группу в WhatsApp завели.

Нет, группу в WhatsApp не завели. Но договорились, что все средства связи для оперативного взаимодействия будут использованы, тем более, что представители разных регионов присутствуют в группе, и для того, чтобы оперативно дистанционно можно было взаимодействовать, использоваться будут все возможные методы. Договорились о том, что следующее заседание у нас пройдет уже во вторник. И в целом сегодняшнее установочное заседание, оно еще было проведено с целью обращения к средствам массовой информации избежать ненужных интерпретаций, ненужных приписываний полномочий нашей группе.

Сразу вопрос. У вас есть какие-то действительно сроки работы, какое-то планирование существует?

Вопрос этот был поднят на первой встрече. Президент сказал, что озвученные предложения достаточно ясны, и он не видит смысла затягивать слишком долго всю эту процедуру, то есть это не должно растянуться на года. Но одновременно мы понимаем, что никакой спешки в данном случае быть не должно. Процесс этот должен быть аккуратный, дотошный, необходимо формулировки выверить юридически так, чтобы не было какого-либо неоднозначного толкования, поэтому необходимо очень аккуратно, очень скрупулезно, ювелирно подойти к данному процессу, сохранить и идеологическую составляющую и конечно, юридически все это верно оформить.

А план работы есть? То есть, не знаю, раз в неделю или два раза в неделю, то есть какой-то режим?

Мы договорились, что на каждом заседании будет обозначена дата следующего заседания. Дата следующего заседания это уже вторник. Теперь задача, сохраняя дух конституции, сохраняя ее стиль, сохраняя ее юридический язык, юридический дух, идеологию, все это необходимо проанализировать. И хорошо, что в работе принимают участие те, кто в 1993 году также принимали участие в подготовке текста конституции, которая действует сегодня.

Я понял вас. Вот вы рабочая группа. У вас рабочий материал это текст послания президента Федеральному собранию? Вот те семь пунктов он перечислил того, что он видит как изменения в конституцию. Это тот материал, с которым вы дальше работаете?

Это, так скажем, базовый материал.

А что еще?

Я же сказал, что даже на встрече с президентом, когда речь пошла о том, а могут ли рамки немножко расширяться и корректироваться, и президент сказал, что дискуссия, она позволяет как раз эти рамки достаточно гибко использовать. Да, безгранично, конечно, нельзя. Задача — отталкиваясь от тех тезисов, которые прозвучали в послании президента, анализируя поступающие предложения, все-таки выйти на конечное решение, понимая, что конституция это живой документ, и сегодня для дальнейшего развития страны, развития общества, необходимы точечные изменения, с тем, чтобы эти изменения были закреплены в конституции и гарантировали последующую реализацию заложенных идей. Михаил, еще хотел бы обратить внимание, смотрите, относительно органа Госсовет, предложенного органа Госсовет нового. Это действительно такое принципиальное реформирование системы государственного управления, но при этом позиция президента, она ясно была озвучена, у нас есть парламент Российской Федерации из двух палат…

Есть Палата регионов, он сказал, да, мы слышали.

Да, есть Палата регионов, верхняя палата, это условное название, не юридическое, Палата регионов.

Но он так сказал, да.

Но действительно в обществе так называют, Палата регионов. Так вот, принципиальная позиция такова, что вновь создаваемый орган, он ни в коем случае не должен порождать конкуренцию норм, конкуренцию функций, как-то размывать значимость или размывать те функции, которые предписываются той же конституцией Совету Федерации. Поэтому здесь крайне важно подойти к вопросу описания создания этой структуры очень деликатно, очень аккуратно, очень тонко, для того, чтобы выполнить, с одной стороны, и реализовать тезис послания, с другой стороны, не привести к каким-то вот таким негативным последствиям или возможностям для злоупотреблений.

Тем более, что у нас пока нет никаких идей о том, чем эта палата будет заниматься, за что отвечать, что будет ее сферой полномочий. Не палата, а этот самый Госсовет. У меня вопрос такой. Вот как вы будете информировать общественность о своей работе? То есть, вот например, вы обсуждаете, что будет представлять собой Госсовет и как это будет закреплено в конституции. Мы об этом будем узнавать по ходу дела? Или вы нам уже, когда собственно подойдет к концу работа, выкатите и покажете, вот вам поправка, вот она вот так вот выглядит? А потом уже пакетом их соответственно вынесут на это некое голосование. Или по ходу дела все-таки вы нам будете сообщать, что вот думаем двинуться в эту сторону, а вот есть такие варианты? Вот хоть что-то можете сказать по этому поводу?

Я со своей стороны гарантирую, что я, как наверное, один из самых открытых и доступных депутатов иду на контакт с прессой, и если у меня информация будет, соответственно, я данной информацией готов делиться. Очевидно, что конечно, промежуточная информация, она должна быть, в противном случае просто будет нелогично, что не было ничего, вдруг появились поправки, и вот смотрите готовое решение. Я думаю, что ход дискуссий, ход обсуждений, этот процесс постоянно будет привлекать внимание средств массовой информации. Самое главное, избежать интерпретации и дезинформации. Вот сегодня на данной рабочей группе я выступил, действительно выступил, определенное предложение организационного характера. Но уже звонят мне средства массовой информации и ссылаются якобы на мое выступление, где я говорил про роспуск Государственной Думы. Вообще вопрос о роспуске Государственной Думы там не стоит.

Будем слушать, что вы говорите, внимательно, просто делайте это почаще. Это очень интересно, чем все это закончится, у нас пока слишком мало есть знания по этому поводу. Спасибо вам большое.

Михаил Фишман

«Хорошая подготовка» и «глубокая дискуссия» займут в итоге около трех месяцев, а затем будет голосование — так Владимир Путин посоветуется с обществом на предмет уже принятых им решений. И теперь уже хорошо известно, что такое очень аккуратно в представлении президента: глобальная переделка Конституции, да так, чтобы никто кроме него не понимал, о чем идет речь. Проблема в том, что Путин все придумывал сам — это же его личный проект, — и в курсе были в лучшем случае глава его администрации Вайно и его зам Кириенко, правоведов, если и подключили — то в самый последний момент. И поэтому сама суть его предложений на данный момент остается исключительно мутной.

Ясно только, что это по сути новая Конституция, даже если не будут тронуты две первые как бы основополагающие статьи. Если это кого-то успокоит, то права и свободы человека по-прежнему являются высшей ценностью, цензура по-прежнему запрещается, и все равны перед законом — как говорится, и слава богу.

Послание президента Путина Федеральному собранию, 15 января 2020: Действительно, считаю, что пришло время внести в Основной закон страны некоторые изменения, которые прямо гарантируют приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве.

Эти слова президента вызвали много вопросов — неужели в России будет отменен приоритет международного права над национальным, и теперь уже официально, по закону, наша страна сможет не исполнять решения ЕСПЧ, международных судов и комитетов ООН, не выплачивать компенсации  жертвам домашнего насилия или незаконных задержаний? Кажется, нет. На самом деле, президент по сути предложил то, что и так прописано в конституции — в 79 статье.

Послание президента Путина Федеральному собранию, 15 января 2020: Требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции.

Правда, после заявления президента в СМИ начали писать о возможном изменении 15-й статьи Конституции — там написано, что если российский закон противоречит международному договору, который страна уже подписала, то Россия должна выполнять нормы именно международного соглашения. Но эксперты считают, что здесь нечего менять, ведь Россия и так не подписывает договоры, которые противоречат ее конституции. 

Советник председателя Конституционного суда РФ Тамара Морщакова: Это приоритет применения только на практике, который характеризует начальный этап нашей оценки положения международного договора, который мы заключили и ратифицировали с точки зрения внутреннего законодательства. Если внутреннее законодательство ниже уровня Конституции, оказывается, по формулировкам, вполне совпадающим с формулировками международного закона. 

Тем более, поменять 15 статью просто невозможно, только если не переписать и не принять новую Конституцию. А это прямо противоречит словам президента.

Послание президента Путина Федеральному собранию, 15 января 2020: И сегодня ряд политических общественных объединений ставят вопрос о принятии новой Конституции. Сразу же хочу ответить: считаю, что такой необходимости нет.

Судя по всему, президент пока сам не определился, о каких именно изменениях говорил. Зато на заседании рабочей группы по поправкам в Конституцию пообещал действовать «аккуратненько» и посетовал, что России и так приходится исполнять не правовые решения международных органов.

О каких именно неправовых решениях говорит президент, непонятно. Во-первых, с 2015 года российский Конституционный суд и так может признавать неисполнимыми решения международных органов по защите прав и свобод человека. И даже без этой нормы, российское правительство легко находит способы не выполнять решения, которые ему не нравятся. Например, Верховный суд, по указанию ЕСПЧ, может пересмотреть свой приговор, но потом вынести такой же — буквально с теми же опечатками. 

Руководитель международной практики «Агоры» Кирилл Коротеев: Есть масса отказов Верховного суда пересматривать приговоры, которые Европейский суд по правам человека признал нарушающими Европейскую конвенцию. Это также... Это все дела, касающиеся ЮКОСа, касающиеся Болотной площади, дела членов запрещенной в России группы «Хизб ут-Тахрир».

А пока юристы гадают, как именно президент хочет менять Конституцию и какая в этом необходимость, Владимир Путин просто неизменно продолжает придерживаться принципа — лишний раз защитить суверенитет России никогда не помешает.

Советник председателя Конституционного суда РФ Тамара Морщакова: Он транслирует общественности, которая озабочена, на которую он ссылается, что не надо ничего здесь опасаться — мы дорожим своим суверенитетом. Вот что он транслирует. 

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: ТАСС

Другие выпуски