Как Навальный предопределил послание Путина, а Лукашенко снова утек между пальцами

23/04/2021 - 22:51 (по МСК) Михаил Фишман

В новом выпуске программы «И так далее» Михаил Фишман проанализировал послание Владимира Путина Федеральному Собранию: почему так много внимания в своей речи он уделил Беларуси, и, в частности, раскрытому заговору против Александра Лукашенко, к чему упомянул «Шерхана и мелких Табаки» в контексте обсуждения «недружественных акций Запада», и почему в действительности Алексей Навальный, даже будучи в заключении, определил содержание этого послания.

Когда в Москве белорусский КГБ хватал политолога Александра Федуту и юриста Юрия Зенковича, было понятно, что ему так или иначе помогает ФСБ. Но поверить в то, что они станут главными героями послания Путина Федеральному Собранию, тогда было, конечно же, невозможно. Тема минского заговора настолько впечатлила и увлекла Владимира Путина, что он говорил о нем больше, чем об эпидемии ковида. Путин возмущен: ну там критиковать Лукашенко — это еще терпимо, хотя и плохо. Но организовывать на него покушение, планировать политическое убийство — это куда вообще годится. Путину ясно: за Зенковичем и Федутой стоит Джо Байден. На скрытой съемке, которую вела, как понимаем теперь, российская ФСБ, Зенкович говорит, что можно заблокировать всю энергосистему Беларуси. И Путин на это указывает: это и есть улика. Мол, раз так — кто-то за ними стоит серьезный: 

…полное отключение всей энергосистемы столицы Белоруссии! Это значит, между прочим, что, по сути, велась подготовка к массированной кибератаке. А как иначе-то? Это так, знаете, просто одним рубильником не сделаешь.

Кто умеет организовывать кибератаки? Наверно, тот, кто обвиняет в этом других, не правда ли? Тот, кто обзывается — тот сам так называется. Путин снова ставит в повестку дня известный вопрос о киллере — и дает на него зеркально симметричный ответ, уже, как он считает, с доказательствами в руках. Это не он и сотрудники специального отряда ФСБ покушались на жизнь Навального — это Байден и ЦРУ хотят убить Лукашенко руками литературоведа и журналиста Федуты и юриста Зенковича, и конечно же это их промежуточная цель, а конечная тут, в Москве. Заговоры, покушения, перевороты и революции распространяются по одной модели — собственно, Путин и не делает между ними различий. В свое время Оранжевая революция, состоявшись в Киеве, на самом деле просто придвинулась к Москве. И неслучайно Путин в своем послании вспомнил и про Евромайдан, и бегство Януковича в Россию, которые он с тех пор называет вооруженным переворотом — а вслед за ним и вся государственная пропаганда. Вот перед посланием второй канал перечисляет звенья цепи в связи с разоблачением Зенковича и Федуты: 

Заговорщики, очевидно, ждали весны — надеялись на продолжение прошлогодних событий, ведь такие незаконные акции — лишь элемент цветной революции, впрочем, как и такие тайные встречи. В 2012 году грузинский политик Гиви Таргамадзе также, в уединенной обстановке, обсуждал с Сергеем Удальцовым финансирование из Лондона для раскачивания ситуации в Москве. Да и украинский майдан разгорелся, когда в топку мятежа потекло западное финансирование и раздались обещания дальнейшей денежной поддержки оппозиции.

Что касается Евромайдана и Януковича, про которых так любит говорить Путин, то все это просто неправда от начала и до конца — западное финансирование не текло ни в какую топку. Наоборот, западные лидеры пытались успокоить протестующих на Майдане. Виктория Нуланд — пресловутые печеньки Госдепа — как раз одновременно с печеньками настаивала тогда, в декабре 14-го, что Януковича нельзя отправлять в отставку. 21 февраля, на следующий день после убитой небесной сотни министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский умолял совет Майдана подписать соглашение с Януковичем — то самое, которое не подписал представитель Путина Лукин, и про которое сам Путин потом скажет, что Запад его сорвал и вместо него устроил переворот. Ну а что касается Удальцова и Таргамадзе 12-го года, про которых сам Путин уже наверняка за давностью лет забыл, — то это, конечно, приквел дела Федуты-Зенковича: такая же провокация, те же скрытые камеры и те же участники — российская ФСБ и белорусский КГБ — только тогда скрытую съемку вели не в Москве, а в Минске, а обвиняли Удальцова тогда в том числе и в том, что он планирует захватить Колокольню Ивана Великого, транссибирскую магистраль и город Калининград:

Калининград — самый западный город России. Если удастся одновременно создать очаги напряжения еще в нескольких регионах — для действующей власти это будет реальной проблемой. 

Тогда, осенью 2012-го, это был прецедент: в российской государственной политике возродился сталинизм — на риторическом, процессуальном, политическом уровне. Под обвинения в заговорах с целью экономических диверсий и убийства Сталина первыми попали Зиновьев и Каменев в 36-м году. Удальцов мог оправдываться сколько угодно — планы по рытью туннеля Москва-Бомбей невозможно опровергнуть в принципе, в этом логика сталинизма. И в этой же логике сегодня Путин и Лукашенко — уже вдвоем, как одна команда, — бросают в минские застенки политолога и юриста. Точно так же их ловят — посмотрите видео, лица их собеседников скрыты, и у каждого в одежде скрытая камера. Жанр политической провокации, отработанной в деле Нового Величия — помните, там оперативник ФСБ сам создает с подростками экстремистское сообщество, своей рукой пишет устав, — получает практическое воплощение. Я разговаривал с Федутой дважды — в августе и сентябре прошлого года, в разгар протестов в Беларуси. Вот что он тогда говорил, в частности, про протестные настроения у себя в стране: 

Фишман: А как чувствует себя его команда? Все обсуждают, возможен ли раскол среди силовиков, могут ли его сдать, какие настроения в армии, может ли он на нее рассчитывать, и надо ли на нее рассчитывать?

 

Федута: Вы знаете, я не сейсмолог, я не берусь предсказывать извержение вулкана. Я знаю только одно: лаву, которая выплеснулась, невозможно запихнуть назад в жерло. То есть она может остыть со временем, но запихнуть назад невозможно. И чем больше эта лава будет выплескиваться, тем хуже всем.

И что — я тоже заговорщик теперь? Почему бы и нет. Теперь Лукашенко посадит несчастного Федуту на 12 лет — он мстительный, наверняка помнит, как 25 лет назад Федута перешел к нему в оппозицию. Интересы Лукашенко и Путина совпали, и так появилось дело о покушении. Лукашенко мыслит в чисто сталинской логике — этот процесс ему нужен для того, чтобы обрушить новую волну репрессий на ненавидящий его белорусский народ. У Путина более инструментальный подход: ему нужны аргументы в дебатах с Байденом — а то чего он киллером обзывается — и, конечно, Путин хочет дожать Лукашенко и окончательно перевести его в вассальный статус. Тот же Федута еще летом рассказывал мне, как Лукашенко портил отношения с Путиным — помните задержанных вагнеровцев? — и как он его боялся. Но теперь вариантов нет: теперь они в одной лодке. Впрочем, не только Путин в послании ни слова не сказал про интеграцию с Беларусью, так и переговоры с Лукашенко на следующий день снова ничем не кончились — вассалом Лукашенко быть по-прежнему не желает. Вот Путин его ловит — а Лукашенко опять протекает у него между пальцев. 

Россия отводит войска от Украинской границы. Маневры закончились сразу после того, как Путин по приглашению Вашингтона выступил на климатическом саммите. Войны пока не будет, Украина выдыхает, укрепляется рубль, улучшается настроение. И по итогам послания Путина Федеральному собранию остаются лишь два небольших вопроса. Во-первых, откуда Путин берет образы Шерхана, Табаки, ну и до кучи бандерлогов несколько лет назад? Из книжки или из советского мультфильма? Во-вторых, кто Шерхан? То есть по сюжету, вроде бы, понятно — Америка, — но уж слишком красивый, притягивающий получился образ: мощный, сильный, суверенный хищник, окруженный тявкающими шакалами. Легко представляешь себе, как Шерхан выходит из леса к украинской границе, скалит зубы, рычит оттуда — мол отдайте мне Маугли, — но потом разворачивается и уходит обратно в лес. Поэтому, естественно, все запутались. Может, базовая мысль в том, что Шерханов два, и скоро они проведут встречу на высшем уровне? Такова мировоззренческая пирамида Киплинга-Путина: мир принадлежит шерханам, под ними ходят табаки, а в самом низу никчемные бандерлоги с их вечным лозунгом «Россия будет свободной». 

Теперь уже нет сомнений: войсками на границе один Шерхан показывал свои зубы другому. В Кремле на Байдена с самого начала смотрят, как на всадника апокалипсиса, и ждали от него сейчас самых суровых санкций — а он неожиданно для Кремля возьми да и позвони, позови на встречу. Вот что пишет политолог Лилия Шевцова:

Байден явно не хочет конфронтации с Россией. Он не пытается поставить Путина на колени. Он не горит желанием обваливать российскую экономику либо начинать возмездие в отношении близких к Путину людей. Трудно избежать ощущения, что Белый дом признает, что заставить Кремль изменить свое мышление и свой взгляд на мир невозможно. Следовательно, нужно искать механизм сосуществования с опасным игроком, который в любой момент может продемонстрировать «веймарский синдром». 

И наш тигр втягивает когти внутрь: начинать войну когда сам Шерхан идет тебе навстречу — это все-таки слишком серьезный риск. Р-р-р, до следующего раза. Это тоже очень серьезный прецедент: Кремль впервые ведет дебаты с Америкой путем стягивания на границе мощной боевой группировки. Хищники всегда метят свою территорию, и Владимир Путин активно чертит красные линии — кто пересечет, тот пусть пеняет на себя, пожалеет о содеянном так, как давно уже ни о чем не жалел, — это прямая цитата. Путин не первый раз угрожает войной — и ядерной войной, — но раньше скорее в шутку, да и сейчас, в целом, иносказательно

Надеюсь, что никому не придёт в голову перейти в отношении России так называемую красную черту. А где она будет проходить, это мы будем определять в каждом конкретном случае сами.

В общем, каждый теперь понимает: пересечешь красную линию — мало потом не покажется. Дело за малым — понять, где эти красные линии проходят, — может, их Путин чертит вообще постфактум. О, этот мир по Путину: приходит такой Запад в зону стратегических интересов России, а там сплошные красные линии. Попробуй-ка не задень. Это ж как надо уметь вертеться. 

Теперь мы понимаем: красной чертой могло стать отключение системы SWIFT, а может и «Северный поток-2» тоже такая красная черта — красная труба. Чуть не стала красной чертой — ну хорошо, черточкой — высылка российских дипломатов из Праги после того, как стало известно, что Боширов и Петров еще в 14-м году поехали смотреть на местные достопримечательности и заодно взорвали склад с оружием, которое отравленный потом новичком болгарский предприниматель Гебрев планировал продать Украине. Огромный скандал, Прага высылает 18 российских дипломатов — Москва в ответ объявляет персонами нон-грата 20 сотрудников посольства Чехии в Москве, это значит, что там просто некому работать, некому открыть дверь. В свою очередь, Прага в ответ грозит новым паритетом — вы наших оставили пять человек, мы столько же оставляем ваших, — это значит, что домой из Праги полетят десятки российских сотрудников. Совет НАТО поддерживает Прагу, отдельные страны начали солидарную высылку российских дипломатов, и Москва отступила: стадион, так стадион, паритет, так паритет, — сказала представитель МИДа Мария Захарова. Решили не проводить красную черту. Или другой пример. Путин встречается с Лукашенко а сам при этом отвечает президенту Украины Зеленскому — тот позвал его встретиться с ним прямо в Донбассе. Путин отвечает — сверху вниз, естественно: в Москве, пожалуйста, только сначала Зеленский должен покаяться и исправить свои ошибки

В последнее время действующее руководство Украины предприняло очень много шагов, разрушающих российско-украинские отношения.

И как это понимать нам, простым бандерлогам? Так, что с точки зрения Путина табаки Зеленский в угоду своему шерхану ввел санкции против табаки-Виктора Медведчука и тем самым пересек красную линию — все-таки каждый шерхан в ответе за прирученного им табаки, — и только благодаря звонку одного шерхана другому всем им не пришлось пожалеть так, как они давно уже ни о чем не жалели? Шерхан отступил временно — до новой красной черты, которую он проведет сам, когда снова захочет пошатнуть мировой порядок. Такой у него закон Джунглей. 

На самом деле все идет к тому, что шерхан по имени Владимир Путин уже сам пересек красную черту — свою собственную, которая отделяла его от поистине безрассудных поступков. Это неизбежно, если весь политический арсенал Кремля сводится к единственному приему — повышению ставок, — и рано или поздно эта игра сорвется. Сегодня это уже практически очевидно. 

Уже примерно 15 лет Путин изображает политическое движение единственным приемом — эскалацией в отношениях с Западом. И если в своем послании он не тратит 40 минут на перечисление новых ракет и вооружений, а также нанесенных ему обид, то не потому, что он не думает о войне, а по другим причинам. Объясняет политолог Кирилл Рогов: 

Еще пару лет назад, после воинственного послания Путина с демонстрацией клипов о новых видах оружия, социологические опросы показали, что внешнеполитическая конфронтация и агрессивность вызывают усталость и раздражение у россиян, которые предъявляют Кремлю претензию, что там мало занимаются внутренними проблемами, экономикой и конкретными «проблемами людей». Послание было прямым ответом на эту критику. 

Да, это так и есть: спрос на имперское величие и амбициозные геополитические задачи падает пропорционально доходам граждан. Раньше Путин собирался обогнать Португалию и показать всем, где раки зимуют, а теперь обещает помочь разведенным женщинам получить алименты, бесплатно провести в дома газ, строить дороги, купить школьные автобусы и — как теперь без этого — перед выборами просто дать людям немного денег. И это — прямой эффект того самого противостояния, которое определяет российскую политику уже второй год. Это эффект Навального. Удивительное дело: Навальный еле жив и сидит в тюрьме, а при этом определяет содержание послания Путина Федеральному собранию. На самом деле, на этой неделе страна выслушала два послания. Одно было зачитано в манеже и его который день крутят по центральным каналам. А второе адвокаты записали в больнице колонии номер три Владимирской области, где в одиночной камере голодал Навальный, и ему ни секунды эфирного времени не досталось. Вот из него отрывок

Наша страна сползает во мрак. В благополучном XXI веке народ богатой ресурсами России с каждым годом становится беднее. Не развиваемся, а отстаем и деградируем с каждым годом. По единственной причине: маразматичные, косные, глупые (но злые и хитрые) деды из Кремля каждый день выменивают достойную, богатую жизнь граждан России на свои дворцы и виноградники.

Такое вот простое, понятное, и совсем не геополитическое послание. Оказалось, достаточно, чтобы появился человек, который будет против Путина, будет говорить очевидные и несложные истины, его при этом будет хорошо слышно — и Путин сделает вид, что меняет курс и что его действительно заботит жизнь обычных людей. Еще год назад он даже не притворялся — какой есть средний класс, такой пусть и будет. Главное, что по методике мирового банка. Все ж по честному, чего вы жалуетесь.

Есть соответствующая методика мирового банка, она заключается в том, что средний класс считается по количеству домохозяйств, людей, доходы которых в полтора раза больше, чем минимальный размер оплаты труда. 

Тот Путин даже не делал вид, что его волнует, как можно прожить на 17000 рублей в месяц. Сегодняшний Путин такого уже не скажет. Конечно, его послание обречено на неудачу — просто потому что не бывает таких посланий, которые могут произвести впечатление через 20 лет после первого, кроме разве что чего-нибудь вроде «Я устал, я ухожу». Но соревнуясь с Навальным, Путин теперь не обещает золотых гор, не грозит кулаками врагам России и даже, по большому счету, ни разу не вспомнил про свою собственную новую конституцию. Тоже понятно почему: людей в ней беспокоит только один пункт имени Терешковой, а на все остальные в лучшем случае наплевать. Не прозвучали даже горячо любимые Путиным общие слова про то, как встает на ноги малый бизнес и как не надо мучать его проверками — потому что на всех ушах страны они висят жирной холодной лапшой. И все это когда своего конкурента он посадил в тюрьму, а всех его сторонников объявил экстремистами. А теперь представьте, что Навальный и его команда идут на выборы в сентябре, а выборы к тому же нельзя подделывать. Тогда бы у правительства и вовсе появилась программа выхода из экономического кризиса, в который зашла страна. Иными словами, стагнация — это прямой результат того полутоталитарного режима, который установил в России Владимир Путин. Вот что лучшие независимые экономисты России пишут в предварившем послание недавнем докладе под названием «Застой 2»: 

Более десяти лет российская экономика находится в состоянии долгосрочной стагнации, средние темпы роста не превышают 1 % в год. В результате отрыв России от развитых стран увеличивался, а по уровню ВВП на душу населения ее обогнали за это время не менее шести стран. Между тем в экономической политике цели роста подменены «плановым» суррогатом «национальных проектов», дискуссия о путях возвращения на траекторию роста даже не ведется. Такая ситуация напоминает эпоху «застоя» 1976–1984 гг., а текущие темпы роста существенно ниже, чем были в тот период. У правительства не только нет стратегии роста, но и отсутствует соответствующее целеполагание. 

Конечно, сам по себе отказ от пафосных идеологизированных рассуждений о месте России в мире в последнем путинском послании не может заменить дискуссию о развитии экономики. Программы выхода из кризиса как не было, так и нет.  Вместо нее Путин предлагает рецепт из трех основных пунктов: 1) реструктуризация долгов регионов, 2) большие стройки — скоростная автотрасса до Казани, обустройство городов, железная дорога на Ямале. 

Тень Сталина все-таки не дает покоя Владимиру Путину, когда он анонсирует строительство Северного Широтного хода, железной дороги в Арктике, и которая будет во многом повторять маршрут сталинской трансполярной магистрали, с 40-х годов она так и зовется — дорога смерти. Сталинский замысел имел военное, мобилизационное значение — он хотел перенести порт из доступного для западных армий Мурманска в неприступную Игарку, и что строилась железная дорога на костях политических узников ГУЛАГа. Так что все сходится: может, туда и направить всех сторонников Навального, раз уж они теперь экстремисты? Прямо со следующего митинга пусть и едут — и в стране порядок, и экономике польза. Товарищи, да здравствует друг рабочего класса и великий строитель Владимир Путин!

Как писал поэт Лебедев-Кумач:

«Товарищи депутаты Верховного Совета!
Пускай моя мысль не удивляет вас:
Задача выполнения народного бюджета
Связана с задачей воспитания масс.»

И, Наконец, третье: раздача денег. Глава Минфина Силуанов уже назвал сумму: 400 млрд рублей на два года — 270 млрд в этом году — ну, выборы же, — и 130 в следующем. Но щедрым императором Путин, похоже, так и не станет: концепция «хлеба и зрелищ» воплощается без размаха.  Даже глава Сбербанка Герман Греф говорит: это меньше денег, чем ожидалось. Причем делаться это все будет не только за счет резервов, но и за счет повышения налогов — Путин уже пообещал поднять налоговое бремя предпринимателям, которые отказываются инвестировать внутри страны. 

Другие выпуски