Про Сталина, Путина и геев лучше не снимать: как работают фильтры российского проката

07/06/2019 - 23:07 (по МСК) Денис Катаев

В фильме «Рокетмен» про Элтона Джона российский прокатчик «Централ партнершип» просто взял и вырезал сцену гомосексуального секса. Затем выяснилось, что продюсерская компания Kinodanz подала в суд за нарушение авторских прав на YouTube-блогера BadComedian, и все подумали ровно одно и то же: это фальсификация и подтасовка, а на самом деле это Минкульт так хочет разобраться с неугодным блогером. Зато министр культуры Владимир Мединский уже посмотрел три серии«Чернобыля» и говорит: молодцы, с душой сделали. В нем, значит, видимо, вырезать ничего не будут. Денис Катаев — о цензуре и фальсификациях, когда-то забытых, но вернувшихся на российские экраны.

История с BadComedian — очень симптоматичный случай. На популярного блогера подают в суд и требуют миллион за фирменную рецензию на второсортный блокбастер, из-за чего картина якобы потеряла в сборах. Так сегодня убирают неудобных в системе нашего кинопроката. Мешаешь — подвинься. Будь ты критик, режиссер или продюсер. И все это происходит на фоне того, как вся страна обсуждает сериал «Чернобыль», который показал токсичность советской системы, и как«совок» захлебнулся в собственной лжи. Наступающая как цунами гласность и масштаб трагедии тогда вскрыли гной, и страна распалась. Сегодняшняя российская власть, принимающая законы о фейк-ньюз в свою пользу, задает новые стандарты, о чем и как надо снимать, а неугодное — просто не подпускает к прокату, для этого уже есть сформировавшаяся система фильтров.

Нам про поражения не надо — вы лучше снова про победу, во всех смыслах этого слова. Потому у нас априори не мог появиться такой «Чернобыль», как у HBO. Получить деньги в Фонде кино со 100% вероятностью сегодня может либо кино про «красных» спортсменов с ликованием над очередным разгромом американцев в хоккее или баскетболе, либо исторический фильм про Великую победу с танками и лозунгами типа «На Париж!». Но полюбили это не только чиновники, еще и зрители, которые тоже живут прошлыми успехами и любят повторять «Спасибо деду за победу!». Потому у «Т-34» — беспрецедентно миллиардные сборы, а значит, таких фильмов будет все больше. Ура, товарищи! 

Александр Роднянский, президент «Кинотавра»: «Это естественное желание аудитории. Ей нужны героические истории о преодолении, в этом плане наши картины комфортны: они подразумевают героя в каждом зрителе, который в случае чего раскроется с лучшей стороны».

Именно комфортные картины нужны массовому зрителю и государству. Удачный союз. И какое нам дело до исторических фактов и правды. Ведь все, что нужно — одна победа, мы за ценой не постоим. А потому в топку опасные фестивали с фильмами без прокаток, среди которых может затесаться какой-нибудь взрывоопасный«Донбасс» Лозницы. Ведь у нас опять же есть своя комфортная версия — «Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова. Нечего нам тут украинских карателей в выгодном свете показывать. Прокатное удостоверение как элемент цензуры работает безотказно. Не дадим над Сталиным хихихать, потому комедия «Смерть Сталина» не дойдет до большого экрана. Почему? Опять же нельзя смеяться над советским прошлым, над страной, победившей фашизм. Так говорит министр культуры. Сегодня подвиги и мифы важнее искусства и правды. Потому и афганское «Братство» Лунгина получило свое от хранителей прошлого, тех самых ветеранов. Не на тех напали. Но отделались малой кровью. Не выпустили фильм 9 мая — негоже портить праздник. И продолжили дискуссию.

Однако протокольные поручения и не нужны, когда есть Минкульт, который на страже российских ценностей. Теперь там, в стиле Людовика XIV, заявляют: закон — это мы. Вырезали гомоэротические сцены из «Рокетмэна» — так тому и быть. Наши ценности — важнее вашей индивидуальности.

Владимир Мединский, министр культуры РФ: «Прокатчик опирается на действующее законодательство. В правовом государстве должны править не частные эстетические и сексуальные предпочтения отдельных личностей, а закон, как в России сейчас, так и должно быть».

Но не нужны уже и законы. Самоцензура — тоже действенный механизм. Теперь вы еще сами подумаете, снимать ли комедию про Сталина или драму про кровавую Ржевскую битву. А чтобы получить заветный документ, прокатчики с радостью вырежут «непотребные» сцены, несовместимые с нашим менталитетом. А их зарубежные партнеры ради российского рынка потерпят. И плевать на мнение авторов и героев. Все решают за тебя. И такое уже происходило не раз, фильм про Элтона Джона — не исключение.

Так делают уже не только наши, но и сами производители фильмов, понимая, что лучше не связываться. Взять, например, фильм «Курск» Томаса Винтерберга. На финальной стадии из него просто вырезали практически все сцены с участием Владимира Путина, которого сыграл известный актер Мартин Шонартс, несмотря на то, что фильм снят по книге журналиста Роберта Мура, где напрямую говорится о виновности российских властей в трагедии. Но Путина вычеркнули по личному распоряжению продюсера Люка Бессона. Мол, этот герой отвлекал бы от сюжета: это все-таки фильм-катастрофа, а не политический триллер. Герои здесь подводники, а антигерои нам не нужны.

Томас Винтенберг, режиссер: «Мы не знаем достоверно, как и насколько активно Владимир Путин был вовлечен в эту спасательную операцию. Мы не понимаем, кто именно принимал решения. Поэтому я посчитал правильным изменить имена в фильме и вычеркнуть линию Путина». 

Вот такой он — превентивный удар российской дипломатии. И, конечно, дальновидный шаг Бессона и Винтерберга. Теперь «Курск» не токсичен, как «Чернобыль». И, о чудо, фильму дали-таки прокатное удостоверение, пусть зритель сам разбирается, на чьей стороне правда, вкус-то у него есть, так теперь заговорил министр Мединский. А тех, кто будет оспаривать решения и гордость нашего проката, будем наказывать рублем, как произошло с BadComedian. То есть, уже и никакой критики, которая некоторым еще нужна.

Александр Роднянский, президент «Кинотавра»: «Для развития нашей индустрии нужны люди, которые честно и непредвзято, остро и неподкупно высказываются о наших фильмах. Скажу прямо — попытки заставить Евгения Баженова прекратить публиковать свои обзоры — это, если уж называть вещи своими именами, трусость, непрофессионализм и цензура».

Также по теме
    Другие выпуски