Про Сталина, Путина и геев лучше не снимать: как работают фильтры российского проката

7 июня, 23:07 Денис Катаев
2 760

В фильме «Рокетмен» про Элтона Джона российский прокатчик «Централ партнершип» просто взял и вырезал сцену гомосексуального секса. Затем выяснилось, что продюсерская компания Kinodanz подала в суд за нарушение авторских прав на YouTube-блогера BadComedian, и все подумали ровно одно и то же: это фальсификация и подтасовка, а на самом деле это Минкульт так хочет разобраться с неугодным блогером. Зато министр культуры Владимир Мединский уже посмотрел три серии«Чернобыля» и говорит: молодцы, с душой сделали. В нем, значит, видимо, вырезать ничего не будут. Денис Катаев — о цензуре и фальсификациях, когда-то забытых, но вернувшихся на российские экраны.

История с BadComedian — очень симптоматичный случай. На популярного блогера подают в суд и требуют миллион за фирменную рецензию на второсортный блокбастер, из-за чего картина якобы потеряла в сборах. Так сегодня убирают неудобных в системе нашего кинопроката. Мешаешь — подвинься. Будь ты критик, режиссер или продюсер. И все это происходит на фоне того, как вся страна обсуждает сериал «Чернобыль», который показал токсичность советской системы, и как«совок» захлебнулся в собственной лжи. Наступающая как цунами гласность и масштаб трагедии тогда вскрыли гной, и страна распалась. Сегодняшняя российская власть, принимающая законы о фейк-ньюз в свою пользу, задает новые стандарты, о чем и как надо снимать, а неугодное — просто не подпускает к прокату, для этого уже есть сформировавшаяся система фильтров.

Нам про поражения не надо — вы лучше снова про победу, во всех смыслах этого слова. Потому у нас априори не мог появиться такой «Чернобыль», как у HBO. Получить деньги в Фонде кино со 100% вероятностью сегодня может либо кино про «красных» спортсменов с ликованием над очередным разгромом американцев в хоккее или баскетболе, либо исторический фильм про Великую победу с танками и лозунгами типа «На Париж!». Но полюбили это не только чиновники, еще и зрители, которые тоже живут прошлыми успехами и любят повторять «Спасибо деду за победу!». Потому у «Т-34» — беспрецедентно миллиардные сборы, а значит, таких фильмов будет все больше. Ура, товарищи! 

Александр Роднянский, президент «Кинотавра»: «Это естественное желание аудитории. Ей нужны героические истории о преодолении, в этом плане наши картины комфортны: они подразумевают героя в каждом зрителе, который в случае чего раскроется с лучшей стороны».

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю
Россия это Европа