Пример для Путина: кем прикрывается Кремль, оправдывая 18 лет несменяемой власти

30/09/2017 - 00:40 (по МСК) Соня Гройсман, Михаил Фишман

По итогам парламентских выборов в Германии Ангела Меркель — снова канцлер. Возглавляемый ею блок ХДС/ХСС и социал-демократы снова победили, хотя и с худшим результатом, чем четыре года назад. Это первые выборы с 30-х годов, на которых был побежден послевоенный иммунитет Германии к национализму и «ультраправой» политике: евроскептики из партии «Альтернатива для Германии» стали третьей силой в национальном парламенте. Соня Гройсман разобралась, какое политическое общее объединяет Ангелу Меркель и Владимира Путина.

Когда Ангела Меркель заявила, что будет избираться на четвертый срок, Германия забурлила: как же так — 12 лет, в политике застой, стране нужны перемены. В России же нашли почву для аналогий: «Если Меркель можно править в четвёртый раз, то почему Путину — нет?» — спрашивал телеканал RT, цитируя одну из западных газет.

И хоть Владимир Путин о своих планах идти на еще один срок пока не сообщал, держит паузу, в Кремле уже активно готовятся к выборам. И при необходимости не постесняются сослаться на то, как это у них, там, на Западе. Правда, четвертый срок Меркель и четвертый срок Путина — не одно и то же.

«Существуют разные избирательные системы. Например, прямые выборы — как во Франции и в Америке. Там время пребывания на посту ограничено. В Германии избиратели голосуют за партии, лимитировать нахождение у власти партии невозможно. А вот уже партии выбирают среди своих членов кандидатов на пост канцлера. Поэтому время нахождения на этом посту не ограничено», — рассказала Ангела Меркель.

Для Европы то, что Меркель, как и один из ее предшественников Гельмут Коль, останется на своем посту вот уже 16 лет — скорее исключение из правил. Коль, кстати, на претензии о несменяемости власти напоминал, что его всегда избирали демократическим путем. Знакомство с бывшим канцлером Германии в свое время во многом повлияло на взгляды Владимира Путина, признавался российский президент: «Я смотрю на то, что происходит в других странах, а там пожалуйста, мы знаем, как идут политические процессы, знаем политических долгожителей, это в принципе нормально, если это находится в рамках демократических процедур, и если это находится в рамках действующего закона. У нас закон в этом смысле никто не нарушал», — говорил Путин журналистам после Прямой линии в этом году.

Российская конституция не позволяет одному и тому же человеку занимать пост президента больше двух сроков подряд, как и американская. Но в 30-е годы прошлого века такого ограничения в Америке не было и Франклин Рузвельт избирался на четыре срока. В этом смысле 32-й президент США — как и Меркель, — удобный пример для параллелей политтехнологов. Когда в 2007 году — накануне знаменитой рокировки — в Москве с помпой отмечали 125-летие со дня рождения американского президента, чиновники из Кремля не преминули намекнуть: Путин — это ведь наш, российский Рузвельт: «Система политическая — авторитарная. В ней нет реальных праймериз. Соперники подбираются. Поэтому сопоставление, предположим, с Тэтчер, с Рузвельтом, с Меркель — они не совсем логичные. Потому что Меркель нужно было доказывать своей партии, она конкурировала с реальными политическими силами», — считает президент Центра политических технологий Игорь Бунин.

Другие выпуски