«Похоже на то, что было в конце 80-ых в СССР»: побывавший в Иране Орхан Джемаль о том, чем завершатся протесты в исламской республике

12/01/2018 - 22:25 (по МСК) Михаил Фишман

Главная международная новость первых недель нового года — протесты в Иране. Все началось в канун Нового года, 28 декабря, на северо-востоке страны, затем волнения перекинулись и на другие регионы. Люди выходят на улицы, выступая против экономических проблем — роста цен и высокого уровня безработицы. Есть и политические требования против действующего руководства Ирана во главе с духовным лидером Али Хаменеи. Журналист Орхан Джемаль, который буквально накануне вернулся из Ирана, рассказал подробности о протестах.

Михаил Фишман: Прямо накануне Нового года Иран вдруг охватила волна протестов — и, если смотреть со стороны, можно найти много общего с современной ситуацией в России. Например. В отличие от 2009 года, сегодняшние протесты носят экономический характер. Это протесты против коррупции, против трат на войну в Сирии — то есть буквально лозунги, которые в России выдвигает тот же Алексей Навальный. В отличие от 2009 года протесты менее многочисленные, но более широкие — опять-таки, как и сегодня в России.

Впрочем, аналогии на этом заканчиваются. Протесты начались в городе Машхад, где сильны позиции консерваторов и оттуда распространились по стране. Поводом стала публикация цифр бюджета, из которых следовало, что на социалку Иран тратит мало, а на поддержку религиозных институтов — очень много. Протесты были направлены против аятоллы Хаменеи. Протесты были подавлены, в итоге пошли на спад, всего пока 21 погибший. По итогам запрещен телеграм, частично инстаграм, ну а фейсбук и твиттер закрыты еще с 2009 года.

А дальше началась дискуссия — кто виноват, и вот это на Россию не похоже вообще. Консерваторы, ведомые Хаменеи, обвиняют — тоже нам знакомо, — разумеется США и западные спецслужбы, а также Израиль, Саудовскую Аравию, извечных врагов Ирана, а также Махмуда Ахмадинежада. Рухани ответил уже на этой неделе. Он связал протесты с недовольством коррупцией и тем образом жизни, который навязывают Ирану консерваторы — то есть Аль Хаменеи и Стражи Исламской революции. Есть мнение и о том, что протесты специально были спровоцированы консерваторами, чтобы закрутить гайки.

Орхан Джемаль: Вы знаете, все справедливо. Единственная ошибка — спусковым крючком было разорение некого доверительного фонда, который управлял чужими деньгами, деньгами среднего класса. Он лопнул. Первая волна началась с митинга обманутых вкладчиков, по сути дела <...> Это действительно экономические причины. Все буквально говорят — да, с обеих сторон. Есть либеральный лагерь, есть консервативный лагерь. А правительство центристское по сути дела. Его бьют и с той, и с другой стороны. Инфляция, безработица, рост цен. То есть абсолютно экономические причины.

Другие выпуски