Первый важный свидетель в деле против Трампа: Владимир Фролов о новых подвижках в «Рашагейте»

03/11/2017 - 22:48 (по МСК) Соня Гройсман, Михаил Фишман

«Рашагейт» в США вышел на новый уровень. Специальный прокурор Роберт Мюллер посадил под домашний арест Пола Манафорта, экс-главу штаба Трампа, и его партнера — Ричарда Гейтса. Правда, арестовали их не за сговор с Москвой, а за «отмывание» гонораров, полученных от команды Виктора Януковича. Другая новость заключается в том, что один из участников избирательной кампании и советников Трампа, 29-летний Джордж Пападопулос, признался в даче ложных показаний ФБР. Согласно новой версии, он работал над тем, чтобы получить из Москвы взломанную почту демократов еще весной прошлого года — за несколько месяцев до того, как стало известно о взломе. О том, как эта история может развиваться дальше, рассказал эксперт по международным отношениям Владимир Фролов.

Владимир Фролов:

«Мы узнали три базовых вещи из того, что было объявлено на этой неделе. Первая — Мюллер будет проводить расследование весьма агрессивными методами. И его мандат, к сожалению для Трампа, достаточно широк, чтобы в ходе своего расследования он предъявлять обвинения не только по преступлениям, связанным с российским вмешательством, но и по другим преступлениям, которые он сможет выявить в ходе действия. И, естественно, первой целью стал Манафорт, потому что все его дела на Украине представляли большую уязвимость. И там очевидно была хорошая доказательная база.

Второй момент, который мы узнали, заключается в том, что все-таки был какой-то интерес со стороны штаба Трампа на начальном этапе. Существовал интерес в контактах с Москвой на различных уровнях. В том числе обсуждалась идея встречи Трампа и Путина до выборов. Что попытается Мюллер вытащить? — насколько этот интерес исходит непосредственно от Трампа и кого-то очень близкого к нему, либо же это были действительно такие ребяческие инициативы самого Пападопулоса, который не был серьезной фигурой. Там пока зафиксировано следующее — эта тема обсуждалась в штабе, в том числе и в присутствии Трампа 31 марта 2016 года, когда прозвучало предложение встретиться с Путиным. Это предложение было забраковано руководителями штаба, но сам Трамп его не отверг сходу. И есть запротоколированный факт — письмо Пападопулоса своему российскому контакту, что компания Трампа согласовала поездку советников Трампа для встречи с представителями российского руководства или Министерства иностранных дел. Но это поездка не состоялась, насколько мы знаем.

Третий момент — наиболее интригующий, хотя не подтвержденный. Это момент, связанный с лондонским профессором, который говорил, что в Москве ему сказали, что есть компромат на Хиллари Клинтон. Это ему сказали, когда он побывал на мероприятии клуба "Валдай" в апреле 2016 года. Он приехал и сказал Пападопулосу, что в Москве есть компромат на Клинтов, в том числе сотни тысяч ее электронных писем. И мы не знаем, что это было, о чем идет речь. Честно говоря, я не допускаю мысль, что кто-то в Москве мог рассказать такое Пападопулосу».

Тем временем, в Конгрессе разоблачение российского вмешательства в выборы президента шло своим параллельным курсом — на этой неделе представители Twitter, Facebook и Google давали показания о том, как конкретно агенты влияния из России использовали их платформы. Подробнее — в сюжете Сони Гройсман.

Российские власти стали первыми, кто научился влиять на общественное мнение в других странах, используя «весь концерт» социальных сетей, уверены американские сенаторы. Виноваты в этом, в том числе, сами платформы — и теперь они должны все исправить: «Эти технологии могут также быть использованы для подрыва нашей демократии и угрозы нашему народу», — считает сенатор Линдси Грэм.

Показания представителей Facebook, Twitter и Google содержали больше конкретики. Данные, которые представил Facebook: за два последних года «Агентство интернет-исследований», известное как «фабрика троллей», опубликовало в соцсети около 80 тысяч постов. При помощи раскрутки записи могли появиться в лентах в общей сложности у 126 миллионов пользователей — а это около 40% населения страны, но эффективна ли такая реклама — большой вопрос: «Нам причиняет боль, как компании, и мне лично, видеть, что наша платформа была использована таким образом», — рассказал главный юридический консультант Facebook Колин Стретч.

Боты напрямую не призывали голосовать за определенного кандидата, но поднимали острые для американцев темы — миграцию, право на ношение оружие и так далее — и разжигали споры: «Они какого-то негра наняли и сделали видео, где негр занимается сексом с проституткой, а она, ну если нажраться и zoom смазать, ну она якобы похожа на Хиллари Клинтон, представляете? Якобы сенсация, понимаете вообще? Никто не поведется на это… и вот там все было как-то вот так тяп-ляп», — рассказал бывший сотрудник «фабрики троллей» Алан Баскаев.

А ведь довольно часто на посты троллей велись. К примеру, в 2016 году с помощью рекламы, группам, связанным с «фабрикой», удалось организовать одновременно два митинга в Техасе. Протестующие мусульмане и противники исламизации стояли через дорогу.

«У нас была цель... вызвать беспорядки»: 

Судя по документам, рекламу оплачивали рублями через сервис Qiwi, цена объявлений незначительная — от 100 рублей до 17 тысяч рублей. В случае с твиттером цифры еще скромнее. Там нашлись меньше трех тысяч аккаунтов, связанных с агентством, некоторые из них были настолько правдоподобными, что стали популярными. Сейчас микроблог занимается их чисткой. По данным Daily Beast, среди удаленных проектов «фабрики» оказался аккаунт @Jenn_Abrams, который неоднократно цитировали крупнейшие американские издания — девушку Дженни Абрамс считали реальной: «Использование нашей платформы для иностранного вмешательства в выборы — это новый вызов для нас, и мы намерены ответить на него», — заявил юридический консультант Twitter Шон Эджет.

Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Другие выпуски