Парад Победы приближали, как могли. Зачем Владимир Путин переписывает историю

19/06/2020 - 21:45 (по МСК) Михаил Фишман

19 июня Владимир Путин выпустил статью «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим». Президент свое слово держит: обещал, несмотря ни на что, провести парад Победы — приглашенные ветераны Великой Отечественной уже изолированы в домах отдыха в отличных условиях, как говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, а танки и БТРы уже бороздят просторы Тверской улицы. Еще перед Новым годом Путин, как следует, спланировал свой 2020 год: реформу Конституции и продление своей власти до 2036 года, масштабный парад Победы — ждали аж самого Трампа. Примерно тогда же родилась идея провести саммит «большой пятерки», членов Совета Безопасности ООН. И в декабре (как раз тогда, когда как будто случайно Путин обмолвился, что, может быть, в Конституции можно будет подправить пару ничего не значащих мелочей) он в том числе пообещал написать статью о причинах Второй мировой войны. И вот она вышла. Что не так со статьей Путина — Михаил Фишман рассказал в своей колонке. 

Владимир Путин, президент России, на пресс-конференции: Знаете, я к этому событию хочу статью подготовить, написать статью. Я ее обязательно опубликую, потому что попросил моих коллег подобрать мне материалы из архива. 

Архивы — это не шутка. И этой статье, и самой своей новой идее фикс — обличить Запад сначала в унижении Германии Версальским миром, а потом сговором с Гитлером в Мюнхене — Путин придавал огромное значение. Это и был его план на 2020 год: строить новый мировой порядок на основе архивных фактов, которые он изложит в своей статье. Именно поэтому уже на следующий день Путин — и это не шутка — в течение часа читал лекцию (черновик теперь опубликованной статьи) лидерам стран СНГ. Как школьникам, и они, как школьники, смотрели в пол и понуро кивали, а Путин им рассказывал и про предательскую Польшу, которая вместе с Гитлером расчленила Чехословакию, и про лицемерный Запад, и про Версальский мир, который «стал для Германии символом глубокой несправедливости и национального унижения». Вот как Запад прокладывал дорогу ко Второй мировой войне.

Владимир Путин, президент России, на встрече с главами государств СНГ: Нацисты активно эксплуатировали тему Версаля в своей пропаганде, обещая избавить Германию от национального позора, а сам Запад своими руками дал нацистам карт‑бланш на реванш.

Может быть, поэтому теперь лидеры стран СНГ один за другим отказываются приезжать на парад, ссылаясь на карантин и на нездоровье. Впрочем, говорят, Назарбаев действительно заболел.

Так или иначе, к параду многострадальная статья Путина была дописана и, наконец, вышла в свет. Она содержит все те же уже перечисленные доводы, все ту же действительно позорную цитату из польского посла в Германии Липского о том, что Гитлер заслужит памятник в Варшаве, если решит еврейский вопрос и вышлет их на Мадагаскар — представьте, после Пилсудского в Польше было антисемитское правительство. В статье приводится все тот же уже известный тонкий аргумент о том, что Сталин не запятнал себя личной встречей с Гитлером, и напоминает, что Советский Союз осудил секретный протокол к пакту Молотова-Риббентропа: 

Владимир Путин, президент России, в своей статье к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: В постановлении Верховного Совета от 24 декабря 1989 года официально осуждены секретные протоколы как «акт личной власти», никак не отражавший «волю советского народа, который не несёт ответственности за этот сговор».

Владимир Путин мог бы и напомнить, почему горбачевский Верховный Совет осудил секретный протокол, это написано в том же постановлении: потому что эта и другие секретные договоренности с Гитлером «были использованы Сталиным и его окружением для предъявления ультиматумов и силового давления на другие государства в нарушение взятых перед ними правовых обязательств». Имеются в виду Прибалтика, Польша и Финляндия.

Про Финляндию Путин не вспоминает вовсе, про Польшу говорит, что она сама виновата, и что Сталин по секретному протоколу мог бы продвинуться и дальше внутрь страны, но не стал и долго не откликался на призывы Гитлера о помощи, а вошел в Польшу только когда увидел, что англичане и французы, хоть и объявили Германии войну, но помогать Польше не стали — так называемая странная война. Тут, как минимум, повисает в воздухе вопрос о том, что же случилось с 20 000 польских офицеров, которые в 1940 году были захоронены с отверстиями в затылках в Катыни и в селе Медное под Тверью, но тут и памятные таблички в Твери как раз были демонтированы вовремя, и по умолчанию, наверное, считается, что захваченные поляки куда-то ускакали: может быть, в Монголию, как Сталин и говорил польскому правительству в изгнании, когда уже пришла пора вместе воевать с Гитлером. Но, так или иначе, СССР в сентябре 1939 году вошел в Польшу, потому что «других вариантов не оставалось, в противном случае риски для СССР возросли бы многократно».

«17 сентября 1939 г. Советское правительство, учитывая сложившуюся обстановку, отдало приказ Красной Армии перейти границу, чтобы взять под защиту братские народы западных областей Украины и Белоруссии и укрепить свои западные рубежи. Начался освободительный поход советских войск. Жители городов и сел с великой радостью встречали воинов Красной Армии, выходили навстречу им с красными флагами и букетами цветов».

Тут можно попробовать догадаться, откуда эта цитата. Это отрывок из статьи Владимира Путина или учебник по истории СССР для десятых классов 1975 года? Да, это учебник.

А вот исторические кадры «единения» советского народа с пролетариатом Западной Белоруссии после разгрома империалистической польской шляхты. 

Такая «веселая и дружеская» атмосфера была в Польше во время ввода советских войск. Это же реальные кадры, а значит, так оно и было! Владимир Путин учил историю по этим или похожим учебникам и смотрел эту или похожую хронику, когда в 1975 году после питерского юрфака поступал на работу в КГБ. 

Владимир Путин, президент России, в разговоре с эстонской журналисткой на пресс-конференции: Я хоть и не очень хорошо, может быть, учился в университете, потому что пива много пил в свободное время, но все-таки кое-что помню из этого. Кое-что еще в голове у меня осталось, у нас были хорошие преподаватели. 

Если возвращаться к вопросу о Прибалтике, то возникает вопрос: зачем Путин снова напоминает о том, что Верховный совет осудил секретный протокол к пакту Молотова-Риббентропа, если, на самом деле, в Прибалтике осенью 1939 года произошел ввод советских войск в Эстонию. 

Владимир Путин специально подчеркивал: его статья основана на источниках. Он так и пишет: «Попросил поднять из архивов весь массив материалов, связанных с контактами СССР и Германии в драматичные дни августа и сентября 1939 года». 

Цитата из учебника истории СССР для четвертых классов, 1954 год: Захват Польши немцами вызвал тревогу в соседних с нею государствах — Литве, Латвии и Эстонии. И им грозило фашистское порабощение. Народы этих стран с надеждой смотрели на Советский Союз. В 1940 году они провозгласили у себя советскую сласть и заявили о своем желании войти в состав СССР. Так образовались еще три новые союзные республики. Тем самым границы нашей родины отодвинулись к берегам Балтийского моря. Этим Советский Союз укрепился еще больше.

Вообще-то Путин и говорит, и пишет основательнее — у него и целевая аудитория постарше. Вот что он говорил об оккупации Москвой прибалтийских стран ровно 15 лет назад: тогда эстонская журналистка спросила Путина про оккупацию Прибалтики, и он снова вспомнил решение горбачевского Верховного совета — мол, что вам еще нужно, уже все сказано, и повторяет: это был результат сговора между СССР и Германией.

Владимир Путин, президент России: В 1939 году состоялся другой сговор между Россией и Германией. И Германия возвратила назад России эти территории. В 1939 году они вошли в состав Советского Союза. Хорошо это было или плохо? Сейчас не будем говорить об этом  это история. Я думаю, что это был опять сговор, разменной монетой в котором были малые государства и малые народы. К сожалению, таковы были реалии той жизни, так же, как и реалии колониального прошлого европейских стран, так же, как и использование рабского труда в Соединенных Штатах. Ну что же, мы теперь каждый день будем позволять мертвым хватать нас за рукава и мешать идти вперед?

Но оказалось, что мертвые вцепились в президента России так, что других тем для разговора он уже очень давно не видит, и главные поправки к Конституции — это, конечно, те, что про подвиг народа и память предков, кроме, конечно же, поправки про обнуление, которая в сущности про то же самое: про то, как Путин покинет Кремль. В общем, сегодня Путину есть что добавить к ответу на тот вопрос. Закрепляем пройденное: краткий курс истории СССР для аудитории 65+.

Владимир Путин, президент России, в своей статье к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: Осенью 1939 года, решая свои военно‑стратегические, оборонительные задачи, Советский Союз начал процесс инкорпорации Латвии, Литвы и Эстонии. Их вступление в СССР было реализовано на договорной основе, при согласии избранных властей. Это соответствовало нормам международного и государственного права того времени. <…> Прибалтийские республики в составе СССР сохранили свои органы власти, язык, имели представительство в советских высших государственных структурах.

Здесь есть интересный момент. Одна из поправок в Конституцию запрещает фальсификацию истории. Но даже в течение последних 10 лет понимание истории менялось на диаметрально противоположное, в том числе и самим Путиным.

В 2009 году он осуждал пакт Молотова-Риббентропа как аморальный, а сегодня Путин говорит, что это была военная необходимость, а его чиновники говорят, что пактом Молотова-Риббентроппа надо гордиться. Ровно 10 лет назад на параде маршировали колонны союзников из блока НАТО, и в том же году в Лиссабоне впервые обсуждался вопрос о реальном стратегическом партнерстве между НАТО и Россией, а в Брюсселе всерьез думали об отмене виз между Европой и Россией. Это был один взгляд на историю, в котором Россия и Запад вместе противостояли Гитлеру.

Сегодня не только нельзя представить себе, как колонны союзников маршируют на Красной площади. Сегодня Путин предлагает принципиально другое понимание природы Второй мировой войны. Он это сказал в декабре, и теперь повторяет снова. Та самая идея фикс, которой он придает такое значение: виноват не Гитлер — виноват Запад, унизивший Германию Версальским миром и спровоцировавший Германию на реванш. И эта концепция униженной нации, которая за себя не отвечает, конечно, обращена в настоящее и, возможно, в будущее, а не в прошлое. Запад унижал Россию после Холодной войны точно так же, как он унижал Германию после Первой мировой — теперь пожинает плоды. И в этой парадигме Россия 10-20-х годов XXI века и Германия 20-30-х годов прошлого века оказываются по одну сторону условной исторической баррикады, а Запад оказывается по другую. Сегодня эта мысль впервые развернуто изложена для западной аудитории, а вот что про это писал политолог Кирилл Рогов, когда Путин сформулировал ее впервые. 

Кирилл Рогов, политолог, в своем Facebook: Мне кажется важным обратить внимание на то сочувствие, с которым говорит Путин о несправедливости Версальского мира и стремлении Германии пересмотреть его унизительные положения. Сильное (волевое), но униженное государство, стремящееся восстановить свои «естественные» исторические/национальные границы (Германия и СССР), является уязвленным, страдающим героем путинских эскапад, а фарисейский «Запад», присваивающий себе право определять эти границы и торговаться по поводу них в своих интересах (Версаль и Мюнхен), — их антигероем. Основная идея Путина состоит в отрицании права Запада под видом «международного права» определять, где проходят границы «волевого» государства, несущего свой исторический и национальный опыт. И это и есть главный пункт полемики и суть путинской политической доктрины.

Это действительно главная мысль, которую проводит Путин и на основании которой он и предлагает новую архитектуру мирового порядка: новую Ялту, саммит «большой пятерки». Как Рузвельт, Черчиль и Сталин чертили сферы влияния и государственные границы в 1945-м, так же и сегодня пять ядерных держав сядут и договорятся. Это не метафора — это Путин пишет в своей статье. 

Владимир Путин, президент России, в своей статье к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: Сегодня, как и в 1945 году, важно проявить политическую волю и вместе обсудить будущее. Наши коллеги — господа Си Цзиньпин, Макрон, Трамп, Джонсон — поддержали выдвинутую российскую инициативу провести встречу лидеров пяти ядерных государств — постоянных членов Совета Безопасности. Мы благодарим их за это и рассчитываем, что такая очная встреча может состояться при первой возможности.

Москва рассчитывает, что этот саммит пройдет в сентябре в Нью-Йорке во время Генассамблеи ООН, Трамп месяц назад говорил, что идея отличная, но с тех пор все зависло и пока не похоже, что саммит будет. И главное — сама идея новой Ялты уже не звучит так эффектно, как она звучала еще недавно, уже хотя бы потому, что сам Путин уже не выглядит таким мощным, как прежде: коронавирус обнулил его мировую, да и внутреннюю повестку, и, что важно, пока все идет к тому, что ключевой союзник Путина на мировой арене — Дональд Трамп — не переживет выборов этой осени. А это кардинально изменит положение Владимира Путина. В общем, придется либо вовсе отказываться от концепции нового Версаля и униженной холодной войной России, либо от теории переходить к практике. 

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски