От Шостаковича до Серебренникова: самые большие скандалы в Большом театре

14 июля 2017 Денис Катаев
3 282

Балет «Нуреев» отменили за три дня до премьеры, которую предварительно перенесли на сезон 2018 года. Причиной для принятия такого решения гендиректор Владимир Урин назвал то, что двух дней не было достаточно для того, чтобы полностью подготовиться к премьере. 

Снятие спектакля в Большом — событие и правда экстраординарное. Такое случалось нечасто. В императорской России вместо цензуры были вечные пожары. В Советском союзе — Сталин.

Первый скандал случился в 35-м с балетом Шостаковича «Светлый ручей». Его показали впервые на сцене 30 ноября, а уже в феврале следующего года в «Известиях» началась травля. Постановку там назвали «балетной фальшью». Пролетарский критик сделал свой вердикт: «Тот, кому действительно дороги и близки новые отношения, новые люди в колхозе, не позволит себе превратить это в игру с куклами». Естественно, после такого Сталин приказал постановку срочно снять, в репертуар Большого она вернулась только в 2003-м.

Та же судьба постигла и другие произведения композитора. Примерно в то же время показали оперу «Леди Макбет Мценского уезда», которую тоже запретили после публикации в «Правде». «Сумбур вместо музыки» — это уже классика. За 5 лет до этого точно так же обошлись с его балетом «Болт» в Ленинграде, положили на полку после единственного показа, а восстановили только в 2000-х на сцене Большого.

Позже в конце 60-х железной Фурцевой не понравился финал «Лебединого озера» Григоровича — чересчур мрачный, пришлось поправлять. Но все же эти произведения хоть раз, но были показаны. И спектакли никогда не запрещали за 3 дня до премьеры.

Фото: DepositPhotos

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю