Неприкасаемый «Газпром»: чем грозят новые санкции США и как Европа заступилась за «национальное достояние»

28/07/2017 - 22:50 (по МСК) Маргарита Лютова

Русофобские силы в Вашингтоне не сидят без дела: они практически единогласно приняли новые санкции против России. И, главное, вывели из игры самого мощного союзника Москвы на том берегу Атлантики — Дональда Трампа. Он не может отменить санкции, так что теперь бесполезно с ним водить хороводы. Подробности — у Маргариты Лютовой.

Противодействие противникам США — так озаглавлен принятый на этой неделе Конгрессом США пакет санкций. 

Уже третий год санкционное противостояние России и Запада только нарастает. Если начиналось все с Крыма, то теперь список претензий куда обширнее: от действий на Востоке Украины до Сирии, коррупции и цензуры в СМИ. Вместе с перечнем претензий копятся и санкции — и персональные, и так называемые секторальные, то есть ограничивающие развитие экономики.

Персональный санкционный список США разросся с первых 7 человек до 63-х к концу 2014-ого, удвоился к концу прошлого года, а после июньского расширения составил 149 человек. От командиров ДНР и байкера Хирурга до вице-премьеров и «ближнего круга президента». Им запрещено въезжать в США, их активы заморожены. На словах у товарищей по санкциям принято ими гордиться.

А Евросоюз в первый же санкционный год включил в список 132 человека, сейчас в нем уже 151. А благодаря поставке турбин Siemens в Крым уже на следующей неделе в него могут войти еще 4 россиянина, ответственных за опальную сделку.

В официальной риторике чаще были поводом для шуток и дружеской поддержки. Но куда болезненнее не персональные, а экономические санкции, которые вводят ограничительные меры для российских компаний. Например, не дают брать долгосрочные кредиты или покупать уникальное оборудование.

В списке США 303 организации — от Азовского ликеро-водочного завода и «Ночных волков» до «Роснефти» и ВТБ. Ограничения для них касаются в основном кредитов, совместных проектов и, если таковые имеются, американских активов. Новый пакет санкций добавит наказания за сотрудничество с российскими коррупционерами и усилит финансовые ограничения и санкции для военно-промышленного комплекса.

Евросоюз действует прицельно: доступ на европейский рынок капитала перекрыт для «Роснефти», «Транснефти» и «Газпромнефти» и 5 госбанков, включая топ-3: «Сбербанк», ВТБ и «Газпромбанк».

Но в санкционном противостоянии России и Запада есть особенный герой — «Газпром». Европейские санкции обошли его вниманием — слишком высока зависимость от российского газа.

Из отчета Европейского парламента:

Что примечательнее всего, санкции не коснулись поставок природного газа - поскольку несколько государств Евросоюза зависят от российских поставок. Из-под санкций выведены и ранее заключенные контракты - всё это создает существенные лазейки.

Зато в санкционном списке США есть и сам «Газпром», и три десятка его «дочек». Американские санкции касаются добычи нефти «Газпромом» в Арктике и на шельфе, а также ограничивают долгосрочные займы в долларах. Но все равно никак не затрагивают основную доходную статью «Газпрома» — экспорт. Под санкции не попали дочки концерна, которые занимаются зарубежными поставками.

Но этим летом над трубами «Газпрома» все-таки нависла угроза. Новый пакет санкций от Конгресса США предполагает наказание для всех, кто инвестирует в строительство российских экспортных трубопроводов или как-то еще помогает их созданию — например, поставляет комплектующие или ремонтирует.

Угрозу впервые признал сам «Газпром», предупредив своих акционеров: «Северный поток-2» и «Турецкий поток» могут быть заморожены из-за санкций.

Но Евросоюз встал на защиту собственной энергетической безопасности. А заодно и «Газпрома».

Если пакет санкций США принять в нынешнем виде, то наказание за сотрудничество с «Газпромом» будет грозить многим европейским компаниям. Пока Евросоюз призывает США координировать действия и обещает следить за американским законотворчеством.

Ни президент Дональд Трамп, ни конгрессмены ответа Европе пока не дали.

Общая стоимость «Северного потока-2», который позволит полностью отказаться от украинского транзита, 9,5 млрд евро. Примерно половину из них обязались предоставить четыре европейских гиганта. Из обещанного они уже успели вложить порядка 1 млрд.

В случае санкций европейский бизнес рискует фактически лишиться этих денег. Зато финансовое положение самого «Газпрома», благодаря санкциям в отношении трубопроводов, может, как ни странно, даже улучшиться.

Доля концерна в Европе и так рекордная — почти 40% потребляемого газа, по данным Евростата. Трубопроводы при этом недозагружены.

Так что, без расходов на политически мотивированные европейские проекты компания может поправить свои финансы, указали аналитики рейтингового агентства Fitch. Если конечно не найдутся новые мегапроекты на восточном направлении.

Фото: Антон Ваганов/Коммерсантъ

Другие выпуски