«В день выборов исполните свой гражданский долг»: Леонид Волков о новых пенсионных митингах

07/09/2018 - 22:29 (по МСК) Михаил Фишман

Алексея Навального задержали 25 августа, и Тверской суд арестовал его на 30 суток. Формально — за административное нарушение, допущенное еще в январе, то есть 8 месяцев назад. Навальный тогда призывал участвовать в забастовке избирателей, но суд вернул его административное дело в полицию. А теперь Тверской суд про него вспомнил — и Навальный получил 30 суток накануне акции протеста, назначенной на 9 сентября. Михаил Фишман узнал у Леонида Волкова, чего можно ждать от протестов 9 сентября.

Леонид, каковы ваши планы на 9 сентября? На что вы рассчитываете? Что будет?

Ну, как всегда, ты до самого начала митинга не знаешь, что это даст. Мы же не «Единая Россия», которая свозит бюджетников и потом по ведомости выдаем по 300 рублей, мы не знаем, сколько людей придет, а просто делаем оповещение так хорошо, как только мы можем, и дальше смотрим на результат. Теперь результат, конечно, будет зависеть еще и от того, насколько на самом деле тема предложенная срезонировала с настроением людей, это тоже важно. Нам кажется, по нашим ощущения, по нашей социологии, просто по разговорам с людьми, что тема повышения пенсионного возраста, пенсионная реформа, она сейчас такая ключевая политическая тема. И это обязанность политика, когда он видит, что люди чем-то недовольны, что какая-то тема для людей является очень важной, обязанность политика заключается в том, чтобы по этой теме помочь людям высказаться.

На самом деле протестами против пенсионной реформы занимаетесь не только вы, и другие тоже этим занимаются. И до сих пор за это лето никакой массовости особой добиться не удалось. Получится ли сейчас?

Во-первых, я не согласен. Мы проводили большой протест против пенсионной реформы 1 июля. Во многих городах довольно крупные митинги организовывали КПРФ и профсоюзы, это правда. В целом даже то, что мы видели, когда Путин взял огонь на себя и в общем-то расписался в том, что да, это его пенсионная реформа, попробовав, конечно, как-то смягчить все это, это следствие того, что явно они видят, что страна летом, несмотря на летнее затишье политическое, вела себя неспокойно. Не сказать, что бушевала, но вела себя неспокойно. И это видно по цифрам падения рейтингов, даже по официальным опросам, у президента Путина и у всех правительственных структур. Это видно потому, что во многих регионах, даже вроде довольно тихих, митинги проходили серьезные.

А почему не получается устраивать эти протесты вместе с теми же коммунистами, вместе с теми же профсоюзами? Вот этот такой общий протест наверняка был бы более массовым.

Во-первых, это неправда, что более общий равно более массовый. Когда ты делаешь что-то вместе с условным «икс», то ты также рискуешь тем, что на митинг не придут те, кто рядом с «икс» на одной поляне не сядут ничего делать. И в случае с коммунистами это очевидно, почему так. Если посмотреть на последние коммунистические митинги против пенсионной реформы, мы все-таки прекрасно знаем, из какого места в администрации президента такая структура, как КПРФ, управляется, все эти митинги критикуют Медведева и правительство, но ни слова не говорят про Путина, ни в коем случае.

Если кто-то говорит про Путина, так его просто стаскивают со сцены, и плюс все это еще и перемежается, бурно присыпается риторикой про Сталина, Захарченко, Донбасс и происки мирового сионизма. Я думаю, что большинство нормальных людей, наших сторонников, на такое просто не пойдут. Но главное, что эти митинги специально выглядят так, что они устроены для того, чтобы выпустить пар немножко в свисток. И главное, что…

И помешать вам.

Помешать нам, и в целом сбить прицел именно с Путина. Потому что это путинская пенсионная реформа, это путинский пенсионный грабеж, и об этом ярко, явно и открыто говорим, конечно, только мы. Когда мы говорим про структуры, Кремлем управляемые, там очень четкая линия про то, что главный враг — Навальный, и ни в коем случае нельзя структурам Навального давать возможность принимать участие в этом протесте. Поэтому мы делаем все сами, оповещаем, ждем всех, не важно, каких они взглядов, пусть люди приходят, кто против пенсионного грабежа, пусть приходят 9 сентября.

Я, кстати, уже прочитал в какой-то коммунистической газете, что Навального специально посадили на это время в спецприемник, чтобы ему не досталось от полиции, потому что он кремлевский агент.

В целом, для подобного рода прессы характерна тяжелая болезнь, конспирологичность сознания, вера в теорию заговора и прочие всякие вещи, о которых стыдно говорить в приличном обществе. Но это не ответ, это не имеет отношения к нашему разговору о том, почему вы не объединяетесь с коммунистами. В первую очередь, мы не объединяемся потому, что коммунистам строго-настрого запрещено с нами объединяться.

Насколько можно все-таки считать совпадением, что вы будете протестовать в единый день голосования, в день выборов в Москве и в других местах?

Да мы осознанно назначили, естественно, эти митинги на 9 сентября. Потому что мы поучаствовали в выборах, попытались, мы полтора года вели кампанию за допуск Алексея Навального к выборам. Его не допустили, власть отказалась на выборах соревноваться. Показала и расписалась в том, что выборы не являются механизмом обратной связи, не являются инструментом для диалога между властью и обществом. И теперь, как ни в чем не бывало, как будто не было этого позорища 18 марта с этим нагнетанием явки, они снова зовут людей на участки. Говорят опять эти же самые омерзительные совершенно штампы, омерзительные в их устах, потому что невероятно лицемерное, про гражданский долг — давайте не сидите дома, оторвите задницу от дивана, обязательно придите, исполните свой гражданский долг.

Мы говорим, ребята, ну да, так и есть. Действительно, не сидите, действительно, оторвите все, что можете от дивана, действительно, исполните свой гражданский долг, выйдите из дома, но выйдите на улицу. Нет смысла ходить на эти избирательные участки, в этой системе эти выборы являются полным фейком, декорацией, ничего не решают, лучше приходите на площади и там заявите о своих требованиях, о своих гражданских правах.

То есть это в равной степени протест против пенсионной реформы и политический протест как таковой?

Протест против пенсионной реформы и является протестом против политической системы, потому что пенсионная реформа — это яркий пример того, как работает пенсионная система. Владимир Владимирович Путин, когда шел на выборы, 18 марта… То есть сколько? Шесть месяцев назад. Он хоть слово говорил о том, что он собирается повышать пенсионный возраст? Когда он инаугурировался… Какого там, 5 мая? Он хоть слово говорил о том, что собирается повышать пенсионный возраст? И через два месяца он выступает, говорит, я повышаю. Это яркая инструкция о том, как политическая система в стране полностью деградировала и не работает. То есть ты можешь идти, обещая стабильность, и устроить войну. Ты можешь идти, говоря об одних вещах совершенно, и через два месяца делать совершенно другие, потому что нет никакой обратной связи, нет никакой ответственности перед обществом, перед избирателем, потому что все механизмы гражданского общества, все институты полностью сломаны и подчинены одной цели, чтобы Путин сидел на троне вечно, и все его друзья вечно воровали миллиарды. Все, больше никаких других задач нет.

Что все-таки можно будет считать успехом вашей акции 9 сентября? Как его посчитать?

Успех любой политической акции — это когда люди, которые расходятся с нее, чувствуют, что акция была успешной. Была ли успешной акция 25 августа 1968 года? На нее пришло всего восемь человек. Но очевидно, она изменила историю страны.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Другие выпуски