Михаил Фишман о допустимом в России и Америке

31 октября 2014 Михаил Фишман
22 788 7

Активисты движения Hollaback, которое защищает права женщин, провели эксперимент: девушка в течение десяти часов ходит по Нью Йорку, а камера записывает, как к ней пристают мужчины. Кто-то хочет познакомиться, кто-то просто делает комплимент, кто-то демонстративно идет рядом и так далее. В двухминутном ролике – сотни героев, простых жителей Нью-Йорка, которые не могут пройти мимо девушки, когда та идет одна по улице.

За несколько дней ролик собрал 22 миллиона просмотров. На сайте YouTube и по всей Америке идет дискуссия: правильно ли считать пожелание доброго дня харассментом и в какой степени знаки уличного внимания свойственны той или иной культуре. Вот, говорят, в южной Европе и Латинской Америке это в порядке вещей, культурная привычка.

Движение Hollaback считает иначе:само слово харассмент, означающее сексуальное домогательство, явное или скрытое, уже появилось и в русском языке – просто как калька с английского. Для него неслучайно для него нет адекватного перевода: агрессия? Но что вроде бы агрессивного в том, чтобы сказать девушке, например, что она красивая? Оскорбление? Так ее не обижают - хвалят. Нападение? Ее вроде никто не трогает.

Действительно, ведь сходу проблема не очень видна: почему нельзя знакомиться? что плохого в том, чтобы сделать девушке комплимент? Может быть, ничего. А послать воздушный поцелуй? А сделать жест языком? А начать при ней мастурбировать? А как насчет просто заняться сексом?

И где проходит граница между дружелюбием, агрессией и статьей в уголовном кодексе? Если вы попали в плен к неприятелю, это не значит, что вас оставят без обеда. Если вас окружила шпана во дворе, это еще не значит, что вас будут бить. Но так уж устроен диалог между сильным и слабым: границы допустимого устанавливаются не совместно, а одной из сторон. Если ей никто не мешает. Когда речь идет про американскую политкорректность, самый популярный жест в России – покрутить у виска пальцем. Особенно, когда речь идет о правах женщин.

Расизм или гомофобия – это еще можно обсуждать, но женщины тут причем? В стране, где их так любят и уважают, что предоставляют им полную свободу на кухне и празднуют 8 марта как новый год, какие к мужчинам вообще претензии? В том числе и со стороны женщин.

Недавно Шамиль Тарпищев в юмористическом вечернем шоу пошутил про сестер Вильямс. Теперь у него большие проблемы с Международной федерацией тенниса. Пришлось извиняться. Но в России все равно считают, что это ему за Крым или просто смеются в голос: посходили они там с ума в Америке.

Один мой знакомый поступил в американский университет и, заполняя анкету, на вопрос: с кем бы вы хотели прогуляться по кампусу, ответил: с длинноногой блондинкой и парой бокалов шапманского. Пошутил так. Его чуть не выгнали: что, брюнетки хуже блондинок что ли? Смех и грех, одно слово.

Да, пресловутая политкорректность часто глупа, несправедлива и вообще палка о двух концах: оценивает людей не по способностям, а по цвету кожи, полу, сексуальной ориентации. Но это побочный эффект от встречи с противником на дальних подступах. Политкорректность не хочет разбираться, какие мотивы у конкретных героев ролика из ютьюба – сделать комплимент или все-таки залезть под юбку. Она берет всех женщин под свою защиту, потому что помнит, что они слабее – физически, исторически, политически. Ей достаточно.

Можно смеяться и над мировым теннисом, и над авторами ролика в ютьюбе, но хорошо смеется тот, кто смеется последний. Ежегодно от домашнего насилия в России гибнут 15 тысяч женщин, потому что они слабее мужчин.

В смешной Америке Марат Башаров уже сидел бы в камере предварительного заключения. А России даже его бывшая жена полагает, что эта, новая, сама виновата. Виновата точно так же, как та девушка из ютьюба.

Купить подписку
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски
Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера