Волна и мир. Готова ли Европа и Россия ко второй эпидемии коронавируса

25/09/2020 - 21:46 (по МСК) Михаил Фишман

За последние сутки в России зафиксировали 7212 новых случаев коронавируса. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что количество заболевших гриппом и ОРВИ увеличилось в три раза с начала сентября, а из-за всплеска заражений он попросил москвичей «строго соблюдать» масочный режим в в общественных местах. Также Собянин рекомендовал более 5 тысячам московских компаний перевести сотрудников на удаленный режим работы. Страны Европы постепенно принимают решения закрывать границы для иностранцев и ограничить перемещения внутри ЕС. Михаил Фишман — о том, готовы ли Россия и Европа ко второй волне коронавируса. 

Научный руководитель НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова Виталий Зверев — о том, почему потери от COVID-19 сейчас меньше чем в начале эпидемии и почему респираторные заболевания на данный момент опаснее коронавируса. 

Мы в это не верили до конца, думали обойдется, но природу не обманешь: вторая волна пришла. Европа снова садится на карантин — пока частичный, местами, но цифры говорят сами за себя. Франция и Британия вышли на новые пики ежедневно регистрируемых диагнозов. Еще раньше новый подъем начался в Испании. Это и есть вторая волна. Новые ограничения, новые — пока локальные — карантины по всей Европе, новые обращения лидеров государств ко своим народам. Во французском Марселе с понедельника закрываются бары и рестораны, в Мюнхене больше пяти вместе не собираться, в Лондоне снова работа на «удаленке». Мадрид готовится ввести новый полный локдаун, как весной. В Израиле с этой пятницы полный карантин — пока на две недели.

Однако есть и хорошие новости: в целом, госпитализация и соответственно смертность от новой волны пока в разы меньше той, что были весной. Ну например, в Британии по состоянию на среду было 6000 новых диагнозов — показатель начала мая, — но в больницы легли 100 с небольшим человек, в десять раз меньше майского показателя. В Испании и Франции цифры хуже, но все равно не такие тяжелые, как раньше. А эксперты спорят о том, что это значит: или дело в том, что вирус стал менее опасен, или в том, что стало более доступным тестирование, или дело в другой аудитории — по замерам, пока вторая волна сильнее бьет по младшим поколениям, чем по старикам, соответственно меньше задевает главную группу риска. Или некое сочетание всех этих факторов.

В Москве в пятницу зарегистрировано в полтора раза больше новых диагнозов, чем в четверг — полторы тысячи, — а за неделю их количество удвоилось вдвое. И мэр Собянин издал указ:

— Возобновляется необходимость для граждан в возрасте старше 65 лет (...) не покидать место проживания (пребывания), в том числе жилые и садовые дома.

— 8.2.1. Рекомендуется перевести работников на дистанционный режим работы, в том числе в приоритетном порядке работников старше 65 лет.

При этом гражданам рекомендуется использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении на улице.

Это не весенний режим нерабочих дней. Пока никаких штрафов и пропусков. Но Москва выводит из резерва коечный фонд, да москвичи и сами чувствуют: обстановка становится хуже — с каждым днем все больше новостей о положительных диагнозах у знакомых. Значит нормальной жизни не будет долго. Владимир Путин на вторую волну реагирует так:

Стоит только расслабиться, и ситуация может кардинально поменяться. Очень бы не хотелось опять возвращаться к тем ограничительным мерам, которые мы вводили весной этого года.

Не вполне понятно, что имеет в виду Путин: то ли это возможно в перспективе, то ли уже пора, но не будем. При том что сам Путин судя по тому как он проводит встречи и совещания из своих личных ограничительных мер с конца марта так и не вышел. Ясно только, что у Кремля нет ни политического, ни экономического ресурса для второй серии режима нерабочих дней — всем пива за счет заведения, помните, — а значит, скорее всего, какой бы масштаб не приняла вторая волна, людям придется выплывать из нее самим.

Фото на превью: AP

Также по теме
    Другие выпуски