«Дума должна находиться у ноги президента»: Константин Гаазе о роли парламента в транзитном плане Путине

09/07/2021 - 22:41 (по МСК) Михаил Фишман

Гость нового выпуска программы «И так далее» — политолог и социолог Константин Гаазе. Он рассказал о том, какой будет повестка Государственной думы нового VIII созыва, выборы депутатов которого пройдут в сентябре текущего года, и какую роль Дума сыграет в транзите власти. Также Михаил Фишман обсудил с ним, почему среди кандидатов оказались несистемные люди, а также почему в Кремле обеспокоены фигурой спикера Госдумы VII созыва Вячеслава Володина, возможно ли его отставка и есть ли у него преемник. 

Начинается предвыборная кампания. Вроде как картина совершенно ясна, протесты января, зимы, весны подавлены, враг разгромлен, Навальный ― экстремист, его соратники сняты с выборов, вроде тишь да гладь вокруг. И тем не менее не покидает ощущение, что напряжение не спадает, оно продолжает накапливаться, если угодно, и в этом смысле мой вопрос основной: а что ждет эту следующую Думу, следующий состав? Чем она будет заниматься, какова ее повестка?

Миша, ты понимаешь, это напряжение, как мне представляется, все-таки связано не только с событиями в том, что мы называем политикой. Оно все-таки связано, в частности, с состоянием внутри системы, да. Это крышка, которая уже начинает подпрыгивать на котле, который называется «система власти».

Поэтому это Дума в том смысле, в котором… То есть понятно, что это не парламент, да, но это некоторая голосовально-легитимирующая машина, которая должна находиться в состоянии очень быстрой, низкой готовности к тем поворотам руля, которые будет делать Путин. Я напомню, что у нас по новой Конституции нет необходимости отправлять в отставку все правительство при замене премьера, например. И это очевидно, что это парламент, перед которым встанет в какой-то момент задача проголосовать и утвердить председателя правительства Российской Федерации за час, да, потому что это, возможно, будет частью какого-то транзитного, околотранзитного, антитранзитного плана и так далее.

Ближе к 2024 году.

Миша, мы не знаем. Это Дума, которая должна находиться прямо у ноги, вот совсем у ноги президента и быть готовой в любой момент, утром, днем, вечером и ночью принимать вот такого рода резкие решения по его указанию. Говорить о том, что у нее есть какая-то собственная политическая повестка, ― это, мне кажется, несколько преувеличивать значимость того, что будет избрано в качестве парламента 19 сентября этого года.

По спискам предвыборным у коммунистов, по крайней мере, мы видим, что на проходных местах, если угодно, не полностью системные, лояльные фигуры тоже есть. Это означает, что Кремль готов допустить некое недовольство в будущем составе?

Миша, для меня здесь интрига, потому что фигуру Грудинина в Кремле восприняли как оскорбление. Насколько я знаю, Зюганов ее не согласовывал, ее бы не согласовали, если бы он пошел показывать тройку. Но, насколько я понимаю…

Грудинина уже снимали и выкидывали отовсюду, он нарушил правила игры на президентских выборах.

И после того как ему предложили промолчать, съесть ту бочку фекалий, которые на него вылили, и уйти в тень, он этого не стал делать и еще долго что-то говорил.

Да, а во время президентских выборов 2018 года вопреки запрету стал нападать на Путина.

Причем прямо, да.

Да, за это его стали гнобить, мы знаем. Так вот, вопрос тем не менее…

Вопрос. Для меня есть интрига. Учитывая, что, скажем так, я сейчас очень аккуратно скажу, учитывая, что на уровне уставных документов КПРФ, наверно, одна из самых слабых политических организаций из тех, что допущены в Госдуму…

Это что значит?

Это значит, что от придирок они будут переходить к снятию, учитывая, что есть проблемы с уставами региональных отделений.

А, понятно, то есть легче снимать с дистанции, окей.

Да. Я не буду делать прогноз относительно того, что КПРФ в целом будут снимать с выборов, хотя я не могу на сто процентов этого исключить, но я думаю, что за эти два месяца все силы Кремля будут направлены на избиение коммунистов, да. Особенно учитывая ситуацию в одномандатных округах крупных городов, где коммунисты мытьем, катаньем, говоря фамилию, значит, экстремиста Навального, не говоря фамилию экстремиста Навального, все-таки взяли в списки и пустили по одномандатным округам людей, которые, скажем так, имеют опыт работы с широкими демократическими коалициями.

И трехдневное голосование оставляет простор возможностей в этом смысле, арсенал имеется работы с такими кандидатами.

Я согласен, да, сейф-пакет не перебьешь, две ночи пролежавший в избиркоме. Но это люди, за которыми может пойти земля, может пойти поле. Поэтому, конечно, очевидно, что коммунисты ― нельзя говорить «враг Кремля», да, у Кремля нет врагов внутри страны, все враги перебиты, как ты сам сказал. Но коммунисты ― это, несомненно, самый главный мальчик для битья в этой компании.

То есть это будет такая не гладкая поездка по ровному шоссе, это все-таки проблемная история.

Захар Прилепин в «Справедливой России», не вся «Справедливая Россия», там тоже есть сложные люди, а вот Захар Прилепин, да, он поедет по хайвею в Думу.

Да. Кстати, о Захаре Прилепине. Мы видим, что в новой Думе будут голоса имперские, будут голоса сталинистские, будут голоса державные, будут новые голоса в любом случае, те, которых не было раньше. Мы видим, как Вячеслав Володин пытается удержаться в своем кресле спикера, доказывая каждый день, что нет Путина ― нет России. В этом смысле есть ли вообще смысл ожидать серьезных кадровых перестановок на верхнем этаже, в Думе, во-первых, а во-вторых, такой ротации говорящих голов?

Я думаю, что пул голов, конечно, поменяется, причем поменяется именно в сторону, о которой говоришь ты, да, то есть такой широкий ансамбль песни и пляски Красной Армии, учитывая, так сказать, кто у нас первый номер в списке «Единой России». Говоря про руководителя…

И учитывая напряжение на западных границах.

Постоянное, причем оно постоянно нарастает. То есть у нас уже с «Талибаном» все хорошо, а вот Литва и Латвия не дают покоя доблестным соколам шойгувских ВВС.

Да.

Мне кажется, по поводу руководителя ― Володин для этой системы, несмотря на вот эту какую-то уже просто на грани с личным унижением демонстрацию лояльности, все равно он для этой системы остается человеком, немножко вызывающим опасения. Слишком много, слишком он…

К нему претензии в Кремле, да?

Ты понимаешь, Миша, он может пойти к людям, махнуть рукой ― и за ним пойдут, понимаешь? И в регионе у него, и не только у него в регионе.

Кроме того, он своевольничает, министрам что-то на вид ставит, еще что-то.

Да, условно говоря, он может сказать: «Кириенко, ты знаешь, иди, полгода тебя не будет в моей Думе, я ее зачищу, а потом ты обратно сюда придешь».

Так ждать перестановок?

У него есть сильный второй номер, который не такой публичный политик, это Алексей Васильевич Гордеев, его вице-спикер.

О перспективах которого мы объявляли еще год назад.

Говорили, говорили, говорили об этом, да, как раз когда, собственно, он из правительства трансфером пошел в Думу с большой-большой паузой, не сразу вышло это назначение. Это вариант «технический преемник Володина», то есть человек, который выстроит работу парламента и не будет лезть в публичность, да, не будет лезть в народную любовь, потому что у Володина еще осталась все-таки какая-то жилка, ему бы хотелось, чтобы его люди любили, да, а это в нынешней системе, учитывая события съезда «Единой России», преступление хуже, чем государственная измена, если ты хочешь, чтобы тебя люди любили. Люди должны Путина любить, система в эту сторону повернула.

Я не исключаю отставки Володина, но я думаю, что это будет решаться в самый последний момент, исходя из каких-то тактических соображений. Если нужна будет какая-то расторговка с этой должностью или Путину нужна будет какая-то другая конфигурация Совбеза, да, потому что спикер ― это же не только спикер, это член Совбеза постоянный, то здесь могут быть подвижки. Если нет, можно Володина еще немножко прижать через регион, через какие-то его, возможно, околофинансовые интересы, пусть он еще пять лет поработает. Может, и не пять, но пусть поработает пока, скажем так.

Также по теме
    Другие выпуски