Грозный-1999 / Алеппо-2016

Сходства и различия главных российских военных кампаний
15/10/2016 - 02:08 (по МСК) Михаил Фишман, Михаил Фишман

Как бы крепко ни держался Владимир Путин, но отмена Парижского визита — это весомое и неприятное событие. Все два с лишним посткрымских года Франция была главным лоббистом интересов России. Год назад после терактов в Париже дело практически дошло до строительства единого франко‑русского антитеррористического фронта. Французский бизнес активно борется с санкциями, и Путин к нему относится очень нежно. Какие тут встречи, когда Москва накладывает вето на французскую резолюцию в Совбезе ООН, а восточный Алеппо лежит в руинах. И эти руины нам хорошо знакомы, где-то мы их уже видели.

Первый удар по Грозному российская авиация нанесла 23 сентября 1999 года, по Алеппо — 2 октября 2015 года. В Грозном погибли от шести с половиной до десяти тысяч человек (по данным «Мемориала» с осени 1999 года по весну 2000 года). В Алеппо погибли больше четырех тысяч человек (по данным SHRC, VDC).

Руководитель программы «Горячие точки» «Мемориала» Олег Орлов говорит, что обе кампании очень похожи друг на друга: 

Я бы это сравнил и с началом Первой чеченской кампании, и со Второй чеченской кампанией. На мой взгляд, все это напоминает друг друга. Я, конечно, не видел бомбардировки в Алеппо, я только о них читаю, слышу, но бомбардировки в Чечне я видел своими глазами. Гибель мирного населения обычно в операциях на Северном Кавказе при бомбардировках в расчет не бралась, но, к великому сожалению, кажется, наши худшие ожидания оправдываются. То, что мы сейчас слышим, наводит на мысль, что, несмотря на всю реформу российских вооруженных сил, а она реально произошла, образ действий при бомбардировках в населенных пунктах сохраняется тот же самый.

О том, что сейчас происходит в Сирии Михиал Фишман поговорил с журналистом Юрием Мацарским. 

Юрий, что происходит в Алеппо?

В западной части Алеппо, действительно, сейчас возобновляется жизнь, но я что хочу сказать, очень многие из тех жителей Алеппо, которые там были до того, как ее заняли, часть ушли на восток. И вот восток сейчас представляет из себя действительно руины. Я это не сочиняю, у меня есть мой старый друг, с которым мы встречались несколько раз в Алеппо, который сейчас живет в одной из бывших югославских стран, он уехал буквально чуть больше года назад. Остались у него именно в восточной, в суннитской, части Алеппо, мама и брат. Он рассказывает о том, что там беспрерывные бомбежки, постоянные бомбежки. Что еще интересно, там же не только сунниты, там на самом деле и христиане, при этом если разделить на четыре части, то та часть, которая северо-восток, она курдская, и ее не трогает никто. Курдов пока оставили в покое, курдов не трогает ни ИГИЛ (Верховный суд России признал организацию ИГИЛ террористической, ее деятельность на территории России запрещена), правда, ИГИЛа сейчас нет и близко, курдов сейчас не трогают ни повстанцы, ни сирийская правительственная армия. А вот на юго-востоке, там действительно настоящий ад. То, что показывают по телевизору, то, что можно увидеть на ютубе, то, о чем сообщают западные агентства, подтверждают и те люди, которые живут, которые жили там, которые имеют сейчас возможность связываться с теми людьми, которые остаются там. Вот мой товарищ сообщает о том, что на конец прошлой недели три или четыре госпиталя действовали на востоке Алеппо, причем все эти три или четыре госпиталя работали в подвалах, ни один из них не действовал в зданиях над землей. Все они переехали именно в подземные помещения, потому что их бомбят, и бомбят с периодичностью очень-очень частой.

В этом смысле цель, которую ставит перед собой военный союз, я не знаю, как правильно сказать, Сирии, России, Ирана и Хезболлы, эти цели очевидны, да? Восточный Алеппо будет взят, боевики, повстанцы, не знаю, как правильно сказать, оттуда уйдут, и уже на этих основаниях будут вестись новые переговоры. Так это будет?

Очень сомнительно, что они оттуда уйдут, потому что на самом деле Алеппо это не просто какой-то крупный город. Алеппо, во-первых, город-символ, это один из старейших городов на планете, который был постоянно заселен. Это символ сирийской государственности во многом, поэтому оставить его не могут часто повстанцы, потому что тем самым они дадут возможность очередной пропаганде со стороны Башара Асада поднять волну о том, что видите, мы даже вернули символ нашей государственности. Кроме того, некогда Алеппо — это крупнейший экономический центр Сирии, это город-хаб, город, соединяющий все, что только можно, все экономические артерии Сирии, по крайней мере севера Сирии, проходили когда-то через Алеппо. И сейчас с военной точки зрения он не менее важен, чем с экономической. И тот, кто будет держать весь Алеппо, по большому счету, сможет контролировать еще и весь север Сирии. Но судя по тому, как ведет себя сейчас оппозиция, судя по тому, что они отрицают, отвергают и даже никаким образом не отвечают на предложения официального Дамаска выйти из тех частей города, в которых они еще умудряются стоять, в которых они еще могут держаться, куда-то в другие части Сирии перейти, они, судя по всему, готовы там стоять до конца.

Попробую задать последний вопрос, если получится. Юрий, а что будет тогда дальше?

Дальше будет следующим образом. Насколько я понимаю, все идет к тому, что режим Башара Асада и активные его помощники, а ему помогает не только Россия и даже не столько Россия, сколько в первую очередь Иран и, в значительной части, ливанская Хезболла, и Ирак, судя по всему, побеждают. И судя по всему, так или иначе вынудят ту самую светскую оппозицию, которая уже на самом деле давно и очень сильно разбавлена исламистами, потому что свободная сирийская армия, некогда главная сила, противостоящая Башару Асаду, уже самостоятельной роли не играет, она уже активно взаимодействует с самыми разными исламистскими группировками, так вот, судя по всему, Иран будет играть главную скрипку в мирном урегулировании. Именно Иран будет диктовать условия, на которые будут соглашаться или не соглашаться на самом деле страшно разрозненные и часто не доверяющие и воюющие друг с другом группировки оппозиции в Сирии.

Спасибо большое.

 

Фото слева: Владимир Вяткин/РИА Новости. На фото: последствия боевых действий в Грозном. Жительница города у разрушенных домов.

Фото справа: Илья Питалев/РИА Новости. На фото: Местные жители квартала в Алеппо, через который проходит линия фронта.

*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски