«Извинений я пока не видел». Иван Голунов — о том, как развивается его дело

07/02/2020 - 21:46 (по МСК) Михаил Фишман

Уже больше недели назад были арестованы пятеро бывших полицейских, которые задерживали журналиста Ивана Голунова прошлым летом. Этим дело не ограничилось: теперь перед Голуновым якобы извинилась московская прокуратура. Это тоже получилось двусмысленно, потому что извинения на уровне Москвы были принесены только после того, как отказалась извиняться Генеральная прокуратура: мол, она надзор за этим делом не осуществляла. Михаил Фишман обсудил ход дела с самим журналистом Иваном Голуновым. 

Иван, привет.

Добрый вечер. Давайте все-таки уточним, что я не получил извинений, не знаю, на бумаге, или кто-то должен был позвонить. Я не думаю, что вопрос от журналистов информагентств, получил ли я извинения, является самим фактом извинений. Надеюсь, что все-таки что-то дойдет, но просто вот почему-то прокуратура отправила пресс-релиз раньше, чем убедилась в том, что письмо до меня дошло. Если это было письмо.

То есть на данный момент мы имеем сообщение информагентств о том, что это произошло, и больше ничего?

Я как бы смотрю каждый день почтовый ящик, и там ничего нет. Никаких пропущенных звонков от прокуратуры у меня тоже нет.

Видимо, «Почта России» пока работает медленнее, чем ленты информагентств, так что ли это понимать.

Возможно. Но мне казалось, что все-таки, наверное, правильнее, если бы прокуратура убедилась, что извинения до меня дошли, или бы позвонила по телефону и сказала бы, что вот приносим вам извинения и так далее, и после этого отправила пресс-релиз. Потому что когда они отправляют пресс-релиз собственно, и мне начинают звонить журналисты, моя реакция как бы, что я ничего не знаю и ничего не слышал.

Ну да, было бы тактичнее, наверное, потому что извинения, это когда говорят: «Извините, пожалуйста». Так, наверное, это.

Да, а здесь собственно, я об этом узнаю только из-за того, что мне стали звонить журналисты и спрашивать, удовлетворили ли меня извинения. Я их не видел.

Ну что же, ждем хотя бы письма, официального письма со штампом московской прокуратуры по почте. Но что касается в целом того, как развиваются сейчас события, вот как ты относишься к тем соответственно арестам, которые мы имеем на сегодняшний день? Насколько тебя удовлетворяет ход дела, уже не твоего, а по итогам твоего дела, дела «Дела/Голунова»?

Я добивался собственно того, чтобы это произошло, чтобы было возбуждено дело по факту превышения должностных полномочий сотрудниками полиции, чтобы было возбуждено дело по фактам фальсификации доказательств. Это произошло, были арестованы сотрудники полиции, надеюсь, что дальше будет все развиваться активно.

А вот активно развиваться, в твоем понимании, это что? Как вот ты видишь правильное развитие событий теперь этого уголовного дела по факту подброса тебе наркотиков?

Что будут установлены, быстро будут установлены все обстоятельства этих событий, в деле будут установлены все виновные, будет установлен заказчик этих событий, дело будет передано в суд, и суд даст оценку действиям всех сотрудников. На мой взгляд, это должно быть так.

Если смотреть на материалы следствия сегодня, и вот на ту картину, которая у нас есть, то как мы понимаем эту картину? Вот что двигало этими полицейскими, которые собственно сейчас уже арестованы и которым будут предъявлены обвинения? Они ради удовольствия подбрасывали тебе наркотики, у них были свои какие-то собственные соображения, или все-таки это был заказ? Что-то про это мы знаем?

Я надеюсь, что мы про это узнаем, узнаем от сотрудников правоохранительных органов. Из тех материалов, которые я видел, это, конечно, похоже на заказ, потому что история довольно странная, потому что сотрудники полиции, получив анонимное сообщение, решили расследовать его в отношение жителя, не проживающего в их округе, провести мероприятия, связанные еще с третьим округом — тоже с ними никак не связанным. Если мы считаем, что там типа, они хотели выявить преступление и повысить раскрываемость, но они совершали очень много странных действий для того, чтобы собственно выявить это преступление. По моим ощущениям, по тем фактам, которые я знаю, это похоже на заказ.

Мы еще ждем, соответственно, появления в этом уголовном деле заказчика, по крайней мере, поисков заказчика. Но до заказчика еще есть некоторые стадии, ступеньки на этой лестнице, например, есть начальники этих самых полицейских, которые сейчас арестованы, вот внутри вертикали московской полиции, в том числе, и соответственно, как это называется, департамент по борьбе с наркооборотом и так далее.

С наркотиками.

Да-да. Вот тот факт, что выше уже не пошли, он тебя не настораживает?

Я не знаю. Все зависит от причастности этих сотрудников, если она будет доказана, я надеюсь, что собственно в материалах дела это будет фигурировать. Из того, что говорили адвокаты задержанных полицейских, там один из адвокатов сказал, что вот, а на самом деле документы подписывал начальник УВД по ЗАО Андрей Пучков. Но все мы понимаем как бы, что такие все подобные документы подписываются руководством, и руководство не способно вникнуть в каждую ситуацию, оно доверяет сотрудникам. Было ли в этом случае так, или же было какое-то, сознательная фальсификация документов и введение в заблуждение Мосгорсуда, который давал разрешение на обыск в квартире и на другие мероприятия, я надеюсь, это установит следствие.

Понимаю. Как ты понимаешь, собственно, почему твое дело сдвинулось с мертвой точки? Потому что Путин сказал об этом на пресс-конференции, о том, что уголовное дела возбуждено? После этого оно не могло уже не пойти в эту сторону, и кто-то должен был быть задержан. Или были еще какие-то внутренние моторы?

Я соглашусь с первым вариантом, хотя для того, чтобы произошел первый вариант, я, мой адвокат и многие другие люди прикладывали значительные усилия. Мы с адвокатом подавали жалобу в суд на бездействие следствия, Екатерина Винокурова, как мы помним, на Совете по правам человека с участием президента, напомнила президенту об этом деле, очень много других было людей, которые так или иначе пытались сдвинуть дело с мертвой точки, в которой оно пребывало с сентября. И я очень благодарен всем, кто в этом принимал участие, что нам удалось это сделать. Надеюсь, так же нам сейчас удастся сделать так, чтобы был установлен заказчик этого преступления, и он так же получил оценку своим действиям.

Мы все этого очень ждем. Спасибо большое.

Фото: ТАСС

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски