Главные вопросы про «омикрон». Штамм более заразен? Обходит вакцину? Что после него?

03/12/2021 - 21:49 (по МСК) Михаил Фишман

Новый штамм коронавируса «омикрон», который пришел на смену «дельте», официально обнаружили уже в 23 странах. Об этом 1 декабря сообщил генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус. Пока что о штамме известно крайне мало — все заболевшие жители ЮАР переносят его довольно легко и без тяжелых симптомов. В основном они испытывают утомляемость и даже не теряют обоняние. Но, в то же время, эксперты заявляют, что «омикрон» может стать самым эффективно распространяющимся и патогенным из всех предыдущих штаммов COVID-19. Поговорили о том, что уже известно о новом штамме коронавируса с Константином Севериновым, доктором биологических наук, профессором Сколтеха и Ратгерского университета. 

Официальный уровень коллективного иммунитета 53,7%. Это 36,7% от всего населения. Реальные показатели наверняка еще ниже. Это очень мало, в Европе с вакцинацией хуже только в Беларуси, Украине и Румынии. При этом темпы вакцинации в стране остаются низкими — пройдут месяцы, прежде чем будет требуемый иммунитет. А с учетом необходимости ревакцинации и появления новых штаммов, эта тележка не въедет в горку, видимо, вообще никогда. На этом фоне Кремль и «Единая Россия» продолжают свой перезапуск кампании по продвижению вакцины в народ. Закон о QR-кодах все-таки будет принят. Первое чтение намечено на 20-е числа декабря, второе — на январь. Соответственно, именно в январе станет понятно, как этот закон будет выглядеть. Уже звучат свежие предложения — например, изменить название QR-кодов, допустим, в иммунные паспорта — так будет проще. Но, боюсь, на такой хромой козе, бунтующий из-за QR-кодов народ, не объедешь — могут сообразить, что что-то тут не так. И, наверное, поэтому «Единая Россия» пошла в обход — подготовила методическое пособие для депутатов по продвижению в массы вакцинации и QR-кодов. В ней есть такие соображения. При Сталине антиваксеров бы вообще расстреливали. При Хрущеве бы сослали в ссылку как агентов империализма — почему? Где тут логика? При Брежневе посадили бы в психушку и отключили интернет решением ЦК — что это за бред?

При Горбачеве объявили бы антиваксеров интересным феноменом, лечили бы народ с помощью Кашпировского и целебного заряжания банок с водой перед телевизором.

При Ельцине продавали бы «за большие деньги вакцины из гуманитарной помощи, а статистике запретили бы озвучивать цифры, умерших от болезни».

Вот это просто свинство и другого слова у меня нет: власть, которая методично фальсифицирует статистику по эпидемии, переводит стрелки на предшественника, который не делал никогда ничего подобного. Но в целом мысль верная, хотя не очень логичная: скажите спасибо Путину, мог бы и полоснуть, потому лучше привейтесь. Не звучит. Не правда ли. Или другой пример. На распространенный тезис о том, что принуждать человека к QR-кодам все равно, что вешать на него желтую звезду, предлагается длинный ответ, смысл которого в том, что мол, обладателей СНИЛС и ИНН не сжигали в концлагерях. Это хотя бы можно цитировать — потому что остальные примеры и приводить нельзя — они звучат слишком оскорбительно не только для невакцинированных, но и для вакцинированных людей, вообще для всех. В общем, заставь дурака бороться с ковидом — станет только хуже, это очевидно. Вот что получается, когда вакцинацию продвигают те, кто в целом, похоже, не очень-то ей доверят сам. Комментирует политолог Константин Калачев:

Мне кажется совершенно нормальным, что партия стремится обеспечить своих депутатов методическими материалами, экспертной поддержкой, но сами эти материалы ниже всякой критики. Это разговор на уровне мы вам про Ивана, вы нам про болвана. В огороде бузина — в Киеве хунта. Мне представляется, что эта попытка перейти на народный язык, как раз отказ от рациональных аргументов, может дать обратный эффект, и это заметно под публикациями об этой методичке, в разных СМИ есть комментарии, если посмотрите их — большинство негативные.

ВОЗ говорит — запретами на въезд и передвижение от «омикрона» не спасешься, и жизнь показывает, что она права: «омикрон» уже везде, несмотря на резкое ужесточение пересечения границ. ВОЗ говорит — единственное эффективное средство это вакцинация. «Омикрон» уже в Южной Америке, в Северной, в Азии, в Африке. Ну, и в Европе тоже. Российский Минздрав говорит, что в России пока «омикрона» нет, но ясно, что это вопрос времени — без нового штамма мы не останемся. Пока о тяжелых последствиях от «омикрона» сведений нет, наоборот, южно-африканские врачи, которые с ним столкнулись первыми, говорят, что симптомы мягкие, с такими можно и дома сидеть. Как я понял, опасения вызывает генетический профиль «омикрона» — в нем очень много мутаций предыдущих вариантов, а значит, возможны более тяжелые последствия для иммунной системы. Так это или нет? Спросили у Константина Северинова.

Первый вопрос про этот омикрон, потому что действительно противоречивая какая-то картина. С одной стороны, поступают сведения, что вроде ничего страшного, с другой стороны, паника, она, очевидно, есть.

Так, вопрос в чем?

Вопрос, как на самом деле и что мы про него понимаем.

Это ведь очень новое явление, поэтому понимаем мы про него очень мало. Будущее покажет. Можно утверждать, по-видимому, почти с полной уверенностью, что в условиях Южной Африки он способен вытеснять дельту, а дельта ― это штамм, который глобально доминирует уже с поздней весны. Будет ли этот штамм способным вытеснять дельту в других местах, например, в Северной Америке или в Европе, мы пока что просто не знаем, но выясним это, наверно, в ближайшее время.

В ближайшие несколько недель, да, я правильно понимаю? Просто по мере того, как он будет захватывать новые территории.

Это не будет так быстро, но в течение месяца, безусловно. Вы чуть-чуть сказали неверно, дело в том, что в этом штамме действительно много мутаций относительно исходного уханьского варианта, но эти мутации не есть некая комбинация тех мутаций, которые были при существующих вариантах, они скорее новые мутации. Это означает, что этот новый вариант омикрон возник, немножко как чертик из табакерки выпрыгнул, то есть можно было себе представить, что новым штаммом…

Ведь штаммы всегда будут возникать новые, это некая бесконечная история, потому что нельзя остановить эволюцию, в данном случае эволюцию вируса. И так как дельта глобально доминирует уже на протяжении почти полугода во всем мире, можно было себе представить, что следующий вариант будет супердельтой, он будет иметь все мутации, которые есть у дельты, плюс еще что-нибудь, чтобы стать более приспособленным и вытеснить своего родителя. Но это не так, и омикрон является новым вирусом, промежуточные варианты которого неизвестны.

Но представьте себе, что омикрон содержит в себе пятьдесят с чем-то мутаций относительно уханьского штамма, и можно было представить, что прямо в классической дарвиновской эволюции был вирус с одной мутацией, потом с двумя, с тремя, с четырьмя, с пятью, с шестью, с сорока девятью и с пятьюдесятью и мы бы видели все эти промежуточные варианты, были бы пациенты, которые были бы ими инфицированы. Но такого мы не видим, и отсутствие этих промежуточных стадий означает, что омикрон, по-видимому, возник в ходе долгого ковида во время инфекции человека, даже одного, может быть, который долгое время не мог излечиться от заболевания, но тем не менее не умирал. В этих условиях внутри тела этого человека происходило накопление мутаций, которые делали вирус более приспособленным, а потом он просто вышел наружу.

Так, но вопрос в том, что это означает на практике. Очевидный вопрос, который возникает: является ли он более заразным, является ли он более тяжелым по течению болезни? Что еще нам важно про него знать? Почему мы паникуем?

Еще важно знать, способен ли он более эффективно преодолевать иммунитет, выработанный на обычные вакцины. В сущности, это все те три параметра, которые нам необходимы. Мы на примере того, что происходит в течение нескольких последних недель в Южной Африке, можем утверждать, что он, по-видимому, или более заразен, или в каком-то смысле более приспособлен и может заражать людей более эффективно, чем дельта. Это мы знаем.

Может ли он уходить из-под действия иммунного ответа, вызванного обычными вакцинами, теми вакцинами, которые есть и которые действуют, ― ученые получат на это ответ буквально в течение нескольких недель. Это простые опыты, когда сыворотка крови вакцинированных людей используется для нейтрализации вируса, или исходного вируса, или вот этого нового варианта, и будет понятно, есть нейтрализация или нет. В этом смысле мы будем знать, что происходит.

А что касается тяжелого течения болезни, то на этот счет мы если что-то и узнаем, то в течение многих месяцев, уже во второй половине, наверно, 2022 года. Мы до сих пор не знаем, вызывает ли дельта более тяжелое течение заболевания. Дело в том, что вирусная эволюция не направлена на то, чтобы нам досадить.

На то, чтобы развиваться и существовать, я понимаю.

Она направлена на то, чтобы быть более приспособленными, чем другие вирусы. И само по себе тяжелое течение болезни само по себе не есть некая самоцель такой эволюции.

Тогда что является причиной этой мировой паники? Почему все закрывают границы, почему мы боимся, почему это происходит? Есть ли рациональные основания?

Мы же с вами умные приматы, мы учимся на прецедентах. У нас есть прецедент, а именно штамм дельта. Штамм дельта впервые был детектирован как некое единственное, единичное явление еще в октябре 2020 года, а в марте 2021 года была очень-очень большая, чудовищная вспышка в Индии, которая была вызвана дельтой как раз. Он какое-то время развивался, увеличивал свою частоту, но все это происходило, так сказать, вне зоны эпидемиологического мониторинга. Потом он вдруг появился, после того, как он был в Индии, он попал в Европу, в Англию, в частности. В нашем отечестве он появился в июне, когда его совсем никто не ждал. В результате у нас была вспышка. И сейчас он доминирует во всем мире, поэтому омикрон, возможно, может сделать такой же финт.

И если я правильно понимаю, из того, что вы говорите, следует то, что сейчас это омикрон, а пройдет еще два месяца, будет еще следующая… Я плохо знаю греческий алфавит. Потом через два месяца еще и так далее, и это бесконечно.

Греческий алфавит на омеге заканчивается, помните, от альфы до омеги?

Да-да, точно.

Второй вариант ― вовсе не обязательно, что тот сценарий, который вы описываете, реализуется, потому что мы на самом-то деле не знаем. Если помните, летом много было разговоров, возможно, и на вашем же канале, про вариант лямбда, который, кажется, в Калифорнии возник. Но он благополучно исчез, больше про него никто не слышит. Мы не знаем, действительно ли этот вариант способен к глобальному доминированию и вытеснению дельты. Мы волнуемся, что так может быть, но, может быть, это и не так.

Но к вопросу о том, будут ли новые варианты: да, новые варианты будут всегда. Эволюция неостановима, вирусов, бактерий, животных, людей, она происходит всегда.

Примерно разобрались с омикроном, то есть мы понимаем, что пока мы мало чего понимаем, если суммировать, и надо просто ждать и смотреть, что он в реальности собой представляет. Но ВОЗ говорит: «Прививайтесь», что такой логичный ответ. По-моему, наши руководители вакцинации от Гинзбурга до других тоже уже успели сказать, что наша вакцина с омикроном справится. Насколько обоснованны такие утверждения?

Такое утверждение можно сделать только на основе опыта. Ну, или веры. Конечно же, производители должны верить в свой продукт, это нормально. Опыт может быть сделан единственным образом, как я уже упомянул: вы получаете сыворотку крови вакцинированных людей и сравниваете, насколько эффективно эта сыворотка, вернее, антитела в ней, инактивирует, нейтрализует исходный вирус (в данном случае дельта) или новый вирус омикрон. Ответ будет, так же, лучше или хуже. Мы не знаем, какой будет ответ. Так как в России, если верить Роспотребнадзору, омикрона еще нет, то необходимый опыт в случае вакцины «Спутник», то есть единственной доказанно действующей вакцины на российском рынке, еще было сделать нельзя, поэтому ответа нет.

Как вы в целом оцениваете темпы вакцинации в стране?

Хотелось бы, чтобы они были выше. Наша страна не является лидером по проценту вакцинированных людей, скорее мы в отстающих, особенно среди цивилизованных стран.

Это очевидный такой наблюдаемый факт, но что из этого следует? На самом деле даже официальные лица говорят, что если мы резко не нарастим темпы, а еще ревакцинация подтягивается, соответственно, все это превращается в снежный ком, таким образом, коллективный иммунитет не будет достигнут никогда.

Так может быть, да, так действительно может быть. Надо понимать, что коллективный иммунитет в данном случае ― это не тот святой Грааль, за который мы боролись раньше, потому что иммунитет к коронавирусу не стерилен. Это означает, что вакцинированные люди могут быть инфицированы повторно и могут быть распространителями вируса. Другой вариант, что тот, кто вакцинировался, безусловно, оказывает услугу прежде всего себе дорогому, потому что у него или у нее течение болезни гарантированно будет происходить менее тяжело.

И все-таки, если я правильно понимаю, он не такой активный распространитель вируса. Или это иллюзия, это миф?

Нет, это тоже, но вы должны себе представить, что есть две разнонаправленные силы. Мы говорим о равновесии. Вирус пытается размножиться как можно больше и перейти к другому человеку, наша иммунная система подавляет развитие вируса. В общем, понятно, что если иммунная система в целом лучше узнает вирус и инактивирует его, то количество вирусов будет меньше, время, которое инфицированный человек будет распространять вирус, будет короче, и течение заболевания, которое напрямую связано с количеством вирусных частиц в вашем организме, будет легче. В общем, такой не бином Ньютона, что называется.

Если я правильно понимаю, как наш российский народ смотрит вообще на течение этой эпидемии, на то, что происходит вокруг нее, то с ней уже в целом люди смирились. Вот такая есть напасть, кирпичи тоже падают на голову, а теперь есть еще вирус, каждый сам за себя, спасение утопающих ― дело рук самих утопающих. Как-нибудь разберемся. Не разберемся, как-то все равно разберемся. И уже делу ничем не поможешь, тем более что это навсегда. И вот такое, мне кажется, доминирующее отношение. Мы уже к нему как общество привыкли. Насколько это работающая защитная стратегия?

Она, безусловно, работает. Она обеспечивает… После того как все в конечном счете переболеют, все станет гораздо лучше. Другой вопрос, что к тому времени, когда все переболеют, многие, не большинство, но многие умрут от этой инфекции. Если это цена, которую мы готовы платить за это, хорошо.

Мы уже платим эту цену, уже эти цифры, собственно, ноябрьские, тот факт, что к Новому году мы выходим на рекордные после Второй мировой войны цифры по количеству погибших, ― это, собственно, и есть та цена, если я правильно понимаю.

Наверно. Может быть, логика идет на уровне «пусть подавится, мы же войну выиграли, ту самую, тоже много людей потеряли». Нет, я не к тому, что эта стратегия не работает, она работает, безусловно, человечество не кончится, да, из-за этой пандемии. Просто людей же жалко все-таки.

А что вы посоветуете людям? Что делать-то?

Прививаться. Тем, кто не привился, прививаться. Тем, кто привился, ревакцинироваться. Допустим, давайте будем надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Если то, что сейчас происходит, в общем-то, истерия по поводу нового варианта оправдана хоть чуть-чуть, то у нас сейчас есть фора. У нас пока что этот вирус если и есть, то в очень маленьких количествах. Но если он действительно более заразный, он станет доминировать. Наверно, лучше быть готовым к этому, для этого нужно просто вакцинироваться и ревакцинироваться.

Теми вакцинами, которые доступны в России.

Той вакциной, которая доказанно работает, это вакцина «Спутник». И у вас будет две недели форы, потому что чтобы ваш иммунитет развился достаточно, вам потребуется несколько недель после прививки. Все, больше никаких советов быть не может.

Если вы опасаетесь омикрона, этого нового штамма, сейчас у вас есть шанс от него защититься, привившись «Спутником», правильно я говорю?

Совершенно верно.

Фото: Vitali Timkiv / AP

Также по теме
    Другие выпуски