Консильери Путина: сколько их у президента и как он через них управляет страной на карантине

13/12/2020 - 10:04 (по МСК) Михаил Фишман

Журналисты из медиа «Важные истории» изучили попавшую в сеть переписку дочери Владимира Путина Катерины Тихоновой с ее бывшим мужем Кириллом Шамаловым. Кирилл — сын Николая Шамалова, партнера президента по кооперативу «Озеро». Журналистам удалось узнать, что Шамалов-младший приобрел долю в крупнейшей нефтехимической компании страны «Сибур» за сто долларов. Издание «Проект» пишет, что знакомая Путина владеет частью акций банка «Россия», курортом «Игора», а ее дочь похожа на президента. «Инсайдер» рассказал, что бывшая спортсменка и депутат Алина Кабаева в 2018 году заработала больше 780 млн рублей на посту главы совета директоров Национальной медиа группы. Михаил Фишман обсудил волну расследований про окружение президента с социологом Константином Гаазе. 

Костя, привет!

Миша, добрый вечер!

У нас действительно один за другим так кучно ложатся, один текст о фигурантах, участниках кооператива «Озеро», о ближнем круге Путина за другим. Ты, конечно, за этим всем следишь. Ты следил за этим в течение всех этих последних лет. Насколько то, что ты читаешь, укладывается в твои представления, в твою картину, может быть, тебя что-то сильно удивило из того, что ты прочитал?

Нет, меня удивило то обстоятельство, что свадьба Шамалова и Тихоновой была в пансионате, который принадлежит Кривоногих, это меня немного удивило, потому что это как бы немножко характеризует, это уже не про собственность, это уже про нравы. А по структуре активов, по формату сделок ― они, в общем, никогда не были большими специалистами по чистым офшорным схемам, поэтому за сто долларов, значит, за сто долларов «Сибурку» прикупить, почему нет?

Рюмочная, Лондон, живопырка.

Рюмочная, Лондон, живопырка или, как сейчас называется, универсальная транспортная компания, малое предприятие, которое достраивает «Северный поток». Чтобы врагу было неповадно. Здесь удивительным образом наоборот, ты понимаешь, что этот стиль ведения бизнеса, несмотря на наличие в Кремле, рядом с Кремлем действительно хороших финансистов, профессионалов, профессионалов по построению сложных корпоративных схем, что этот не особенно изысканный стиль передачи активов, который свойственен был в начале нулевых кооперативу «Озеро», сохранился до 2020 года. Вот это удивительно, да.

Среди этих расследований выделяется, конечно, расследование «Важных историй», основанное на массивах вскрытой электронной почты. Как ты думаешь, как на это расследование смотрят в Кремле, насколько они реально считают это ответом на, собственно, ту историю лета 2016 года со вскрытием почты штаба «Демократической партии»?

Понимаешь, в чем дело, им же совершенно все равно, сколько списывать на ЦРУ. На ЦРУ можно списать пандемию, на ЦРУ можно списать эту публикацию. В этом смысле у Кремля… Кремль, в общем, всегда говорил, что у него два врага ― американские власти и Михаил Ходорковский. Поэтому просто вопрос в том, на кого они хотят показать пальцем. Наверно, почетнее показать в данном случае все-таки пальцем на Центральное разведывательное управление США, но, в общем, тоже…

Другие выпуски