«С гуманитарной частью покончили, теперь будут казни». Константин Гаазе — о том, почему аресты по «московскому делу» будут продолжаться

18/10/2019 - 22:51 (по МСК) Михаил Фишман

В Москве продолжаются задержания новых фигурантов по «московскому делу». На пост главы Совета по правам человека может прийти Валерий Фадеев — ведущий «Первого канала» и председатель Общественной палаты. Михаил Фишман и политолог Константин Гаазе обсудили будущее назначение главы СПЧ и обвинения против участников протестных акций. 

Костя, привет. Вот это «московское дело», у него есть политические стороны, вот только что мы обсуждали отставку, уже скорую очевидную грядущую, Михаила Федотова, председателя СПЧ, тоже связанную, есть криминальная часть, силовая, репрессивная. Да, если угодно, репрессивная. Почему это все происходит сейчас, вот в октябре, как будто кто-то включил на кнопку?

Есть техническая причина. Собственно те, кто находился на оперативном учете, были задержаны еще в августе, кто-то арестован, кто-то оштрафован, а дальше нужно было проводить видеоопознания людей, о которых, грубо говоря, органы, мы имеем в виду ФСБ, конечно, либо ничего не знали, либо знали очень мало. Это отнимает много времени, потому что у нас нет пока аналога NCIC, ФБРовского, это центр такой большой, где содержится вся информация обо всем на свете, есть проблема сопряжения межведомственных протоколов, грубо, у милиции одна «софтинка» на распознавание лиц, у Следственного комитета другая, и так далее. Но есть, конечно, и очень простой политический резон, который был связан с тем, что до единого дня голосования Кремль говорил, давайте мы немедленно все сделанное разделаем, так как будто этого не было, а после того, как единый день голосования прошел, так уже что, можно возвращаться к тому, с чего начинали в августе. Есть еще одно соображение, оно связано с тем, что в этот раз оказалось, что у протеста есть инфраструктура, то, чего не хватило в 2011 году, то, чего не хватило на Болотной, в этом году все это было, и «Умное голосование» Навального, и очень мощная поддержка, которую СПЧ оказал арестованным и задержанным. И теперь речь ведь идет не о ликвидации последствий собственно протеста, речь теперь идет уже совсем о другом. Речь теперь идет о том, что саму инфраструктуру этого протеста, от наличия которой Кремль пришел в некоторое изумление, нужно разогнать. И вот СПЧ, например, очевидно, по тому, как упаковывались разными там органами мониторинги для руководства страны, вот СПЧ очевидно был как бы «закодирован», как, по сути, у нас, тут в Кремле, под боком, инфраструктура протеста, да что же это, они там каждый день делают по 50 публичных заявлений, ходят в камеры к задержанным, это неправильно. В общем, подытоживая, я бы сказал так, с гуманитарной частью покончили, с милостями, а теперь будут казни, и это будет продолжаться намного дольше, к сожалению.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски