«Мир пылает в огне, люди не могут договориться»: что о фильме Звягинцева «Нелюбовь» говорят исполнители главных ролей

20/05/2017 - 01:52 (по МСК) Денис Катаев

На Каннском фестивале большое событие российского кино — премьера фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Денис Катаев поговорил с исполнителями главных ролей Алексеем Розиным и Марьяной Спивак.

Актеры рассказали о съемочном процессе, своих персонажах и центральных проблемах фильма. Они также поделились своими впечатлениями от фестиваля.

Российская пресса по-разному отреагировала на фильм: часть критиков сочла картину лучшим творением режиссера, но некоторые упрекнули Звягинцева в излишнем пафосе.

Расшифровка сюжета

 

Марьяна Спивак, исполнительца главной роли в фильме Андрея Звягинева «Нелюбовь»: Я не была ни разу в жизни ни на одном таком мероприятии, и для меня все в первый раз, все очень волнующе, все вновь, и я немножко себя чувствую Золушкой, которая попала в друг на бал. Меня собирали целым конгломератом в Москве мои друзья-стилисты. Когда меня пригласили первый раз туда на пробы, я уже не поверила своему счастью, потому что очень редко получается попасть на такие пробы, такого уровня, к такому режиссеру. И потом, когда был очень долгий период проб, полгода я ходила и пробовалась, так случилась, что я была первым человеком, который в принципе пришел на пробы у нему.

То есть они только начали пробы, и я была первая, кто пришел. И дальше в течение полугода я туда ходила, как на работу. Поэтому из-за того, что ожидания были так высоки, когда наконец объявили, что да, мы едем, даже никакого… Вот первое ощущение, даже никакой радости не было. Как-то так, ну да, ну как могло быть иначе, да, конечно, мы едем. И потом почему-то меня так накрыло, и я стала реветь. И мне почему то стало так как-то горько от того, что вдруг я поняла, что это все закончилось, что вот уже этого не будет, что фильм сделан, и не будет досъемок больше, мы больше не ждем, мы не находимся в этом периоде ожидания, что сейчас еще что-то будет, еще будет следующий день, еще будут досъемки, еще стает снег, еще пройдет дождь, и мы опять встретимся. Потом, конечно, все это как-то прошло, мы поговорили с Андреем, я сказало: «Здорово, я вас поздравляю, но, наверное, я не смогу поехать, у меня театр, у меня спектакль». Он сказал: «Что? Как? У тебя спектакль, и ты не поедешь в Канны?». Я говорю: «Ну да, вот у меня там стоят в расписании, я не могу ничего сделать».

Новая страница для меня уже началась вне зависимости от того, будет что-то или нет. Даже вне зависимости от того, поехали бы мы сюда или нет, потому что в принципе участие в фильме Андрея Петровича и работа с ним, просто работа, даже если бы не было съемок, просто работа в пробах, вот эти репетиции, они мне столько дали по-человечески и профессионально, он так мне помог найти новую меня, как-то раскрыться, как-то по-другому, так, как я себя не ощущала раньше, так что для меня, я думаю, новая страница уже началась.

Она человек, поставленный в такие жизненные условия. Она не плохая,     она не хорошая, она такая же, как вы, или вы, или вы. Она хочет простого человеческого счастья, она хочет любви, ей плохо, у нее рушится жизнь. Конечно, у ее есть нелюбимый ребенок, которого она не ждала, который мешает ей начать жизнь с чистого листа, но эти слова, резкие, больные и ужасные, которые она говорит, это не значит, что это ее дела. У нас слова с делами различаются немного. Если я говорю тебе: «Я тебя убью», в порыве гнева, это не значит, что я беру нож и убиваю тебя, это я хочу тебя ранить, я хочу сделать тебе больно, я хочу выразить свою боль через эти слова. Это не значит, что она бы бросила его или сдала в детдом. Это провокация.

В процессе съемок это не было такой задачей, не стояло, чтобы думать глобально о каких-то социальных слоях или социальной драме, о том, что происходит вообще в мире, но надо было сосредоточиться конкретно на человеческой проблеме, потому что когда у нас в жизни происходит какое-то горе, оно сильнее, чем горе какое-то масштабное. Если у меня умер близкий человек, а в этот же момент упал самолет, то мое горе будет сильнее, чем двести жизней, которые в этот же момент погибли, как пример.

Часто тоже спрашивают, почему она такая жестокая, вот у них пропал сын, а они живут дальше. Да, они живут дальше, и жизнь идет, и у нас происходят какие-то события, а жизнь идет дальше. А у Чехова рушится мир, а люди пьют чай. Это было всегда, и человек эгоистичен по натуре и склонен к забыванию болячек.

Алексей Розин, исполнитель главной роли в фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь»: В первую очередь они для меня не какие-то представители социального какого-то слоя или политической принадлежности, эти люди могут быть бедными, богатыми, это собирательный образ. Еще раз говорю, что это касается каждого человека. И больше того, окей, Южное Тушино, там написано, но это происходит с людьми по всему миру, по всей земле. Просто так получилось, что это фильм российский и снят в России, и поэтому на карте наш населенный пункт, и наши новости по радио. На фоне того, что творится вокруг в мире, все эти какие-то странные дела, какие-то войны, какая-то неразбериха, заваруха, мир пылает в огне, и люди не могут договориться, не могут удержать друг друга. Хотя бы даже расстаться, но без боли, без причинения друг другу максимального урона.

Меня в первую очередь интересовал не политический памфлет, это не моя часть работы. Возможно, кто-то в этом усмотрит, но фильмы Звягинцева тем и хороши, что они позволяют каждому разглядеть что-то свое, поставить акценты там, где интересно конкретному зрителю. Для меня в первую очередь, конечно, это трагедия людей, трагедия обыкновенных, нормальных, живых людей, которым так же, как и всем остальным людям на свете необходимо счастье, необходима любовь, необходима забота и поддержка ближних. И вроде был же шанс, и вроде он есть, а вот воспользуюсь я им или не воспользуюсь… Кто в этом виноват? Не знаю.

Мне кажется, что и этот фильм Звягинцева не исключение. Он как бы мягко затягивает, затягивает, а потом, как в дзюдо, ставит подсечку и бах! И затаскивает тебя в какую-то пещеру, где ты можешь остаться, где ты попадаешь, ты вынужден встретиться с самим собой. И заглянуть внутрь себя, и задать себе эти вопросы — а со мной-то вообще все в порядке?

Три раза, что я снялся у Звягинцева, я проходил пробы, так же, как и все. Это действительно большое везение, что он доверил мне еще раз, и доверил на этот раз большую роль. То, что это теперь большая роль, это конечно, большая удача, счастье, везение просто чисто актерское. Это действительно очень сильное впечатление, которое сразу вот так не укладывается, не осмысливается, оно где-то так записывается, и это мне еще предстоит его как-то так в полной мере прочувствовать, но просто проход этот по дорожке, проход в зал, где несколько тысяч человек стоят и рукоплещут, и после фильма эти овации — это, конечно, мощное ощущение, просто чисто энергетически даже. Столько людей в этот момент дарят тебе свою энергию, это очень сильное ощущение.

Также по теме
    Другие выпуски