«Это референдум о доверии». Объявившая об участии в питерских выборах Оксана Дмитриева о схеме недопуска конкурентов Беглова

01/03/2019 - 21:49 (по МСК) Михаил Фишман

На выборах губернатора Петербурга в 2014 году один из самых популярных петербургских политиков Оксана Дмитриева собрала около восьми процентов подписей муниципальных депутатов. И вот Дмитриева снова идет на губернаторские выборы. В интервью Дождю Оксана Дмитриева рассказала о том, почему в этом году пройти даже пятипроцентный муниципальный фильтр практически невозможно, а это означает, что вместо настоящих выборов пройдет референдум о доверии Александру Беглову, временно исполняющему обязанности губернатора Санкт-Петербурга.

Оксана Генриховна, итак, вы решили, что вы идете на выборы в сентябре?

Знаете, эта формулировка, с учетом муниципального фильтра, неправильная. Я готова идти на выборы и готова участвовать в выборах губернатора. «Партия Роста» в случае наличия шансов на победу готова меня выдвинуть, при этом шансы на победу учитывается, в том числе, и прохождение муниципального фильтра. Но дальше встает муниципальный фильтр, и ситуация гораздо хуже, чем она была в 2014 году.

Даже хуже? А почему она хуже?

На тот момент я реально могла пройти муниципальный фильтр, если бы не было давления на муниципальных депутатов. В 2014 году, наряду со скандальными выборами губернатора, проходили муниципальные выборы, не менее скандальные, а может быть, еще и более, когда невозможно было зарегистрироваться оппозиционным кандидатам, когда невозможно было найти избирательную комиссию, когда «досрочка» была больше, чем реально пришедшие граждане на избирательные участки. И результаты «досрочки», и результаты фактического волеизъявления по муниципальным выборам были диаметрально противоположны.

Все эти факты уже признаются, и это уже абсолютная истина, всеми признанная, в том числе и Эллой Александровной Памфиловой, что в 2014 году на муниципальных выборах был ужас. Так вот этот ужас привел к тому, что 90% муниципальных депутатов — это «Единая Россия», а еще 9% — это по факту аффилированные с ними лица. Поэтому ни один оппозиционный кандидат, ни все вместе оппозиционные кандидаты не могут преодолеть муниципальный фильтр, даже если он будет 5%.

Даже 5% фильтр вы все равно не сможете преодолеть?

Никто. Никто, ни один. Поэтому нужно четко понимать, что муниципальный фильтр, подписи муниципальных депутатов, в отличие от 2014 года, можно получить только из рук власти. И при этом нужно тоже понимать, что в данной ситуации закон на их стороне.

Это в 2014 году, не давая пройти мне муниципальный фильтр, всячески был нарушен закон, потому что было беспрецедентное давление на муниципальных депутатов. Сейчас никакого давления не нужно, потому что они все будут действовать по команде. Если в 2014 году часть «Единой России» депутатов, несмотря на давление, все-таки давали мне свои подписи, то сейчас этого не будет, если мы вспомним, как они избраны.

Понятно.

Они же нарисованы, они же не избраны.

Правильно ли я понимаю, что единственный способ оказаться выдвинутым и принять участие в выборах мэра Петербурга, это пойти к Владимиру Путину, попросить его — разрешите мне баллотироваться в мэры Петербурга, и если он разрешит и согласится, то тогда все получится. И другого способа просто нет.

Ну, это немножечко утрированно, но если все-таки по-серьезному говорить, то не только в Петербурге. Потому что в Петербурге в 2014 году была специфическая ситуация, во-первых, я пользовалась и популярностью, более того, были муниципальные депутаты, были независимые, независимые от разных партий. После этого, мне представляется, что ни в одном субъекте федерации, не только в Санкт-Петербурге, ни в одном субъекте федерации не было возможности независимого преодоления муниципального фильтра, ни у одной из партий. Поэтому то, что сейчас мы называем «выборы губернаторов», это не выборы губернаторов, это референдумы о доверии.

Да-да, я понимаю.

Да, референдумы о доверии. Поэтому, если ситуацию как бы разворачивать, то да, действительно, решение за верховной властью, за федеральной властью. И они должны принять решение, что они переходят, принципиально переходят от референдумов о доверии к выборам губернаторов. Но это вот решение принципиальное, причем касается оно не только Петербурга, но и всей в общем остальной страны. Потому что вот эти примеры, которые любят приводить, Владимир или Хабаровск, это тоже не выборы, это просто провалившийся кандидат от власти не смог пройти референдум.

Да-да, а потом мы помним ситуацию в Приморье, где победителя этих выборов в Приморье Ищенко не пропустили через муниципальный фильтр.

Ну, в общем, ситуация такая, поэтому… Другое дело, что вы не можете не формулировать свою готовность избираться, идти на выборы, потому что если вы говорите «тут же муниципальный фильтр, его не преодолеть», то потом тот, кто из спарринг-партнеров этот муниципальный фильтр получит, он говорит «ну вы же не хотели, а мы вот хотели, мы работали с муниципальными депутатами», что является, в общем, абсолютным таким лицемерием.

Понятно. Вы полностью прояснили эту картину.

Фото: Интерпресс / ТАСС

Другие выпуски