«Деньги компенсируем в виде баллов — сказало правительство. На самом деле это фантики». Экономист Виноградов о судьбе наших пенсий

21/03/2015 - 02:17 (по МСК) Михаил Фишман

На этой неделе остро стоял вопрос, будет ли вообще сохранена накопительная часть пенсии в системе пенсионного обеспечения в России. Следующий вопрос: замораживают снова, в очередной раз, накопительные отчисления, или не замораживают? Это вопрос открытый. Что это значит на практике. Это значит, что пенсию как таковую, у вас никто не отнимает, в том числе и накопительную ее часть, но ваши отчисления пойдут на финансирование других проектов, а уж когда до вашей пенсии в реальности дойдет дело, то там и будет видно, есть у государственной системы возможность исполнить свои обязательства или нет. Подробнее об этом рассказал Валерий Виноградов, советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов.

Фишман: Насколько я верно описал, потому что в пенсионной системе никто ничего не понимает? Это известный факт что такое замораживание пенсий. Почему это происходит каждый год у нас?

Виноградов: Пока два года.

Фишман: Пока два, но сейчас вопрос стоит о третьем.

Виноградов: На самом деле, само слово «заморозка» накопительной части пенсии, пока мы ее имеем в 2014 и в этом, 2015 году, слово само по себе лукавое, потому что речь идет не о заморозке, речь идет о конфискации накопительной части пенсии. Потому что деньги живые забираются, в данном случае, прежде всего, они идут в солидарную страховую часть, и тут же, с колес, уже выплачиваются действующим пенсионерам. Единственная заморозка, которая была  это заморозка накопительных пенсий за вторую половину 2013 года. Именно эти деньги, где-то порядка 620-630 млрд. рублей, до конца мая негосударственные пенсионные фонды получат те, кто вошел уже в систему гарантирования средств пенсионных накоплений.

Фишман: Но ведь это не значит, как я сказал, если я прав, что меня пенсии лишили, если ее конфисковали, мою накопительную часть…

Виноградов: Как таковой накопительной пенсии вас не лишили, проблема в том, что ваша накопительная часть   это полный объем взносов за весь период, пока работодатель вносит эти 6% тарифа, плюс инвестдоход, который вы получаете за весь период, то есть из этой части изъяли в данном случае какой-то объем денег, все зависит индивидуально, за 2014-2015 год. Правительство сказало: хорошо, мы эти деньги компенсируем вам в страховой части в виде баллов. Фактически в виде неких фантиков.

Фишман: То есть, что я потерял как будущий пенсионер?

Виноградов: Вы, прежде всего, потеряли энный объем денег.

Фишман: Я их не получу?

Виноградов: В виде денег вы их не получите, потому что эти деньги изъяты, их каким-то образом будут компенсировать в виде этих баллов, но проблема в том, что сама по себе система баллов, когда работодатель деньги перечислил, дальше,  с этого года, поскольку вступила балльная система, эти деньги ваши живые, они теперь переводятся в баллы, то есть, получается двойной валютный киоск. То есть эти деньги государство забирает, покупает фактически, выдает вам какие-то баллы, а дальше, когда вы уже в момент выхода на пенсию приходите в Пенсионный фонд, вам говорят: мы теперь эти баллы обратно конвертируем в рубли. То есть получается, что курс покупки, потом курс продажи не знает, на самом деле, никто.

Фишман: А вот этот годовой период что означает? Я же получаю некую накопленную и общую пенсию за весь трудовой стаж, то есть я работал и в 2014, и в 2015, и в 2016 году, и в 2017 буду работать, и в 2010 тоже работал.

Виноградов: Баллы к накопительной пенсии не имеют никакого отношения. Баллы   это страховая солидарная часть пенсии. Накопительная часть пенсии, как мы сейчас понимаем, она все-таки не будет отменена, по крайней мере, как об этом сказал Александр Шохин. Там деньги как оставались, они так и остаются. Здесь с этими деньгами никто ничего делать не будет. Хотя разговоры ходили самые разные. И в прошлом году обсуждалось, и в этом году обсуждалось, не только вопрос изъятия в один какой-то год этих денег для нужд государства фактически, речь шла в принципе об изъятии всего объема накопленных средств, на сегодняшний день это уже больше 3 триллионов рублей.

Фишман: Если государство принимает решение, а оно с большой вероятностью будет принято, потому что продолжается та же политика, и 2016 год замораживается точно так же…

Виноградов: Мы не можем сейчас предсказать абсолютно на 100%, будет ли продлена так называемая заморозка на 2016 год, все будет зависеть, по большому счету, от позиции экономического блока правительства.

Фишман: А какие могут быть доводы за то, чтобы забрать эти деньги сейчас, потому что они просто нужны?

Виноградов: Доводы за, я, откровенно говоря, на сегодняшний день я не очень понимаю, какие могут быть внятные доводы со стороны социального блока правительства. Если в 2014 году заморозку, то есть изъятие этих денег объясняли тем, что было сказано: фонды непрозрачные, там все деньги украли, их надо срочно акционировать, чтобы посмотреть, где деньги первое, и кто собственник, кто управляет этими деньгами. Фонды акционировались, более того, с этого года уже вступили в систему гарантирования 24 фонда. Это самые крупные негосударственные пенсионные фонды, которые держат практически весь объем денег. Там порядка 83-84 процентов всех денег, которые вне государственных пенсионных фондов.

В 2015 году, прошу обратить внимание, когда было принято решение о заморозке на 2015 год, правительство уже вообще ничего не объясняло. Проблема в том, что основная беда   это состояние бюджета. Другое дело, что здесь палка о двух концах. В прошлом году была немного другая экономическая ситуация. Во-первых, санкции только начинались, то есть был разгон в течение года, еще не было такого вала ухудшения экономической ситуации, как таковой в экономике нашей. Сейчас по этому году у нас уже и огромная инфляция, мы не знаем, какой она будет по концу года. Проблема в том, что деньги теоретически можно взять для того, чтобы потратить, сократить трансферт в Пенсионный фонд из госбюджета, выплатить в виде пенсий, но проблема в том, что эти деньги не просто берутся из накопительной пенсии, они изымаются из финансовой системы, которая сейчас, откровенно говоря, тоже очень плохо дышит.

Фишман: Спасибо.       

Другие выпуски