Авария «Лошарика»: что случилось на секретной подлодке и что моряки искали в Баренцевом море

5 июля, 21:41 Михаил Фишман
18 117

1 июля из-за возгорания в аккумуляторном отсеке на подводной лодке в Баренцевом море погибли 14 моряков. Члены экипажа, среди которых было семь капитанов первого ранга, служили в войсковой части в секретном подразделении. Пожар предположительно произошел в 21:00, когда большая часть личного состава АС-31 находилась на отдыхе в жилом отсеке, отделенном от служебных. Колонка Михаила Фишмана о катастрофе на российской подлодке.

Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Нет ничего страшнее пожара на подводной лодке. Особенно, на такой лодке как АС-31, известной как «Лошарик» — она состоит из семи титановых шаров диаметром около шести метров каждый, чтобы выдерживать давление воды на огромной глубине, и упакованных в привычный корпус подводной лодки. С учетом оборудования, ядерного реактора и прочего — команде из двух десятков моряков там, в принципе, очень тесно.

В четверг в Кронштадте прошла панихида, а секретность, которой окружена эта трагедия, распространяется и на похороны — они пройдут в Петербурге, но тайно. 

Погибли 14 офицеров, среди них семь каперангов, и два героя России — испытатель Николай Филин и командир подводного аппарата подводник Николай Долонский. То есть один пожар убил заметную часть элиты российского подводного флота. Они задохнулись угарным газом. Пятеро выжили — четыре подводника, которые несли боевую вахту в момент пожара, и гражданский специалист. Их Владимир Путин приказал представить к государственным наградам во время последнего разговора с Сергеем Шойгу — разговора, в котором было официально подтверждено: да, на аппарате есть ядерная установка. 

Официальная версия произошедшего, которую Шойгу доложил Путину — пожар в аккумуляторном отсеке. Полуофициальная версия, о которой говорят источники, — короткое замыкание, которое случилось около 21:00 в понедельник, 1 июля, когда станция АС-31 находилась в районе выхода из Кольского залива в Баренцевом море. Газета «Коммерсант» со ссылкой на близкий к гидронавтам источник описывает ЧП так: 

Моряки несли службу по обычному для похода распорядку: в 19 часов по московскому времени третья смена гидронавтов должна была ужинать, а в 20:00 на центральном посту АС-31 должна была смениться вахта: офицеры, отдежурившие четыре часа, уходят отдыхать, а их место занимает последняя в сутках смена, которой положено управлять станцией до полуночи. Таким образом, большая часть личного состава АС-31 в понедельник вечером должна была находиться в так называемом «жилом» отсеке станции, отделенном от служебных отсеков и центрального поста специальными переборками.

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю
Россия это Европа