«Путина народ еще любит, а его подчиненных — уже нет»

Политолог Орешкин о том, почему «Единая Россия» не получила мест на выборах в Балтийске
25/05/2015 - 22:56 (по МСК) Тихон Дзядко

«Единая Россия» проиграла на местных выборах в городе Балтийск Калининградской области. Как сообщили в областном избиркоме, партия власти не смогла получить ни одного депутатского мандата. Из парламентских партий одно место получила лишь «Справедливая Россия».

 

Политологи отмечают, что это негативно скажется на будущем губернатора Николая Цуканова. Ведь в сентябре выборы, а то, что произошло в Балтийские, говорит о несостоятельности команды главы области.

Эту новость Тихон Дзядко обсудил с политологом Дмитрием Орешкиным. 

Дзядко: Скажите, ну вот не в первый раз, несколько было таких эпизодов, когда на выборах не слишком высокого уровня партия власти с треском, что называется, проигрывала, и здесь мы видим, что ни один из ее кандидатов не прошел. Насколько не правы комментаторы и журналисты сейчас, на ваш взгляд, когда они придают этому какое-то повышенное значение? Это исключение из правил или же это свидетельство какого-то сдвига в отношении партий власти?

Орешкин: Понимаете, это как раз очень красноречивая штука. И я могу даже сказать, что это было предсказуемо. Вот почему: потому что Калининградская область — самая вестернизированная, самая открытая в Европу по определению. Не зря в Калининграде, в городе в 2012 году на президентских выборах Путин получил всего 47%, как и в Москве, кстати. Это означает не только, что настроение людей какое-то другое, это означает, что нет навыка массового тотального фальсификата. Да, есть борьба, да, есть попытки давления, но другая социокультурная среда. И в Калининграде не так сильно могут жульничать, как, например, в Тамбове, или, тем более, в Чечне. Калининград в этом смысле — и исключение, и в то же время некоторый симптом, потому что то, что происходит в Калининграде, через пару лет может произойти и в других регионах.

Так же, как и Москва. В некотором смысле это вот такая западная столица. То, что некогда можно было бы предложить роль, которую мог бы сыграть Петербург. Сейчас, скорее, Калининград — это самый вестернизированный город нашей страны. Поэтому, с одной стороны, предсказуемо. С другой стороны, я бы не говорил, что это какое-то супер исключение, потому что, опять же, Калининград отдельно он отличается от всех остальных регионов, но именно потому, что он встроен в европейский тренд, он обозначает, куда будет двигаться страна. Так вот, например, это вообще единственный у нас в стране регион, где ни один губернатор больше одного срока пока не просидел. Их меняли. И центр боится за Калининград. Центр все время нервничает из-за Калининграда.

Дзядко: Скажите, Дмитрий Борисович, вот вы говорите то, что происходит в Калининграде, потом и постепенно доходит и до центральной России. Например, если ориентироваться на единый день голосования, на ближайшую осень — выборы в нескольких регионах. Насколько, на ваш взгляд, особенно с нынешними усилиями или попытками усилий Демократической коалиции этот тренд может уже в сентябре сыграть?

Орешкин: Где-то прорвет совершенно точно. Не так сильно, как в Калининграде, но прорвет. Почему не так сильно и непонятно где? Потому что в Калининграде, как говорили верно уважаемые предшественники, сняли половину кандидатов с гонки. Но через суд они восстановились. Вот это совершенно невозможно себе представить в Чечне, в Мордовии или, скажем, в Тамбовской области, чтобы там восстановили через суд тех, кого сняла администрация.

В Калининграде суды более европеизированы, понимаете? Значит, прогноз в связи с этим: нельзя сказать где, потому что мы не знаем, где какие люди. Но где-нибудь в европейской части России в средних и крупных городах обязательно прорвет. Не могу сказать, что будет так же, как и в Калининграде, то есть, «Единая Россия» получает ноль. Но то, что «Единая Россия» снижает популярность и люди раздражены «Единой Россией» — совершенно очевидно. Они, может быть, любят Путина, потому что он сделал Крым наш, но подчиненных Путина они не любят все сильнее, потому что от подчиненных зависят пенсии, зарплаты, цены, ЖКХ и все остальные 33 удовольствия. Так что, ситуация будет обостряться, особенно на муниципальных выборах и на думских. Президента-то пока еще мы не смеем разлюбить.

Дзядко: Скажите, Дмитрий Борисович, а вот к разговору про думские выборы. Слухи, которые в последнюю неделю: сперва это были сообщения со ссылкой на источники в газете РБК, затем это комментировал Сергей Нарышкин, в частности, о возможном переносе выборов в Государственную думу с декабря на сентябрь 2016 года. Насколько вам это видится вероятным и как бы вы объяснили причину?

Орешкин: Ну, я думаю, что это просто неизбежно, потому что они тонут — хватаются за соломинку. Логика какая: всегда в городах, довольно оппозиционно настроенных по традиции, а особенно в 2016 году реализовывалась так называемая стратегия низкой явки: чем меньше народу придет, тем большую долю в этом самом народе сыграет так называемый управляемый электорат: военные, бюджетники, бабушки, дедушки и, что очень важно, просто приписки. Ну, условно говоря, в среднем городе это 10%. Так вот если придет 20%, то из них половина будет, условно говоря, «мертвые души». А вот если придет 50%, то это будет уже 1/5. Поэтому давным-давно в городах реализовывалась эта стратегия низкой явки. И наши восторженные оппозиционеры говорили: «Давайте игнорировать эти выборы», власть им тихо аплодировала. Да, это очень правильно, давайте игнорировать.

 Вот сейчас, значит, понятно, что в сентябре выборы будут привлекать меньшую явку, потому что люди только что приехали с дачи. Им надо прийти в себя, детей отдать в школу. То есть это работает на снижение явки очевидно. Понятно, что в августе трудно вести избирательную кампанию, потому что все разъехались по дачам, там снимают урожай картошки и так далее или грибы ходят собирать. И это тоже работает на низкую явку. И еще одна интересная логика заключается в том, что если какая-то партия в сентябре получит голоса и в сентябре, прошу прощения, я уже про 2015 год говорю, значит, в сентябре получают голоса в муниципальные выборы, то у нее появляется в течение года возможность зарегистрироваться на думские выборы. Чтобы эту возможность снять, пытаются манипулировать с совмещением даты, чтобы одновременно были и думские, и муниципальные выборы в 2016 году.

Так что власть, там люди неглупые, они понимают, что ситуация ухудшается, и они, кстати говоря, еще следующий будет ход сделан: Будет перенесен центр тяжести с «Единой России» на Объединенный Народный Фронт. «Единая Россия» популярность потеряла, пусть она тонет вместе с Медведевым, а Владимир Путин займет более левую позицию и прижмет к сердцу новую незамызганную политическую силу, которая называется Объединенный Народный Фронт, и не зря туда угнанные люди переходят.

Другие выпуски