Белых – ДОЖДЮ: когда я представлял общество, я не любил власть – а теперь я и власть не люблю, и общество ненавижу

Ведущие ДОЖДЯ Юлия Таратута и Ренат Давлетгильдеев пообщались с губернатором Кировской области Никитой Белых на ПМЭФ-2013. 
Белых: Наверное, зрители канала «Дождь» не знают, что все это идет в глубокой записи. Сам сюжет снимался весной, когда только началась подготовка к Петербургскому экономическому форуму, но хорошо отработанные технологии позволяют даже эту заготовку представить в виде прямого эфира.

Таратута: Бодрость духа Никиты Юрьевича Белых радует, поскольку положение в его области сейчас тревожное.

Белых: Почему? Отличное положение.

Таратута: Сейчас идет в Кирове процесс над Алексеем Навальным, который привел гостей и сочувствующих.

Белых: По-моему, гости удовлетворены, претензий к работе областных, городских и иных служб нет. Все отмечают доброжелательность судебных приставов, сговорчивость местных властей, а если есть проблемы или трения, они касаются федеральных структур, которые, к сожалению или к счастью, никакого отношения к области не имеют.

Таратута: Коллеги Алексея Навального, сочувствующие ему вдруг стали давать интервью и говорить о сроках его посадки. Ваш прогноз?

Белых: Без понятия, это касается не только дела Алексея Навального, но и других уголовных дел, которые у нас идут. Вы, кстати, можете посмотреть по резонансным делам. Я не даю никаких прогнозов и не вмешиваюсь в работу суда. Когда меня просят прокомментировать, я выскажусь один раз по этому поводу – на суде, когда буду выдвинут в качестве свидетеля. Любые формы комментариев, предположений могут трактоваться как некая попытка повлиять на процесс, высказать какое-то мнение, которое может быть учтено следственными органами, либо прокуратурой, либо судом. Я этого делать не хочу, поэтому я точно не буду никаких предположений делать. Будет суд, будет решение суда, можно по итогам суда что-то обсуждать или какие-то комментарии давать, но не сейчас.

Давлетгильдеев: Давайте тогда поговорим на другую тему касаемо Алексея Навального, но в контексте выборов в мэры Москвы.

Белых: Меня тоже по этому вопросу несколько раз спрашивали, когда будут выборы Кировской области, и я увижу, что кто-то из моих коллег-губернаторов рассказывает свое мнение по поводу организации выборов, регистрации кандидатов, мой ответ будет: «Друг, займись своим регионом». Поэтому когда вы меня, действующего губернатора, спрашиваете по поводу интриги в другом субъекте федерации, пусть столичном, пусть в каком-то особом, но таким же с точки зрения правовой, как Кировская область, мне кажется, это, по меньшей мере, некорректно.

Таратута: Мы говорим о конкретном кандидате, который имеет отношение к вашей области уж волею судеб.

Белых: Он не имеет отношение к области уже достаточно давно, вы прекрасно это знаете, мы с вами на эту тему уже встречались. Расстались по соображениям идеологического характера задолго до того, как Алексей приобрел новый статус, новое положение. Когда я еще активно занимался партийной политической деятельностью, разговор на тему участвовать или не участвовать в выборах всегда был актуален среди оппозиционно политических партий, потому что нельзя играть под дудку режима и участвовать по тем правилам, которые они придумали специально для того, чтобы никого не допустить. Были такие, и к ним относился я, которые считали, что в выборах участвовать надо. Это твоя возможность общения с избирателями, это твоя возможность донесения своей политической позиции, это твоя возможность формирования электората. Поэтому, с моей точки зрения, чем больше будет кандидатов в любых выборах, тем лучше. Это может быть не всегда 100%, тем не менее, анализ или возможность анализа того, как реагируют избиратели на твои политические взгляды, твои политические идеи.

Таратута: Несмотря на то, что мы не обсуждаем ситуацияю по поводу московских выборов, это другой регион, но сама ситуация вокруг этого суда и не только, конечно, ухудшила ваши губернаторские позиции, по крайней мере, по мнению политологов, наблюдателей, зевак. Насколько вы сейчас прочно стоите на ногах, как губернатор?

Белых: Я удовлетворен той работой, которая осуществляется мной, как губернатором Кировской области. Я чувствую в силы и готовность продолжить эту работу, если такое доверие будет оказано избирателями Кировской области. Я готов отвечать по любым нюансам, связанным с развитием Кировской области социально-экономического характера. Я готов обсуждать ситуацию с детскими дошкольными учреждениями, с объемом инвестиций на душу населения, с развитием тех или иных отраслей экономики. Я точно не готов комментировать те процессы, которые с нами никак не связаны и от нас никак не зависят. Либо этим надо заниматься в режиме фулл-тайм и самому становиться политологом, либо этим не стоит заниматься вообще. Меня умиляет, когда огромное количество людей: «Ах, как оцениваете ситуацию с информацией по Якунину», и начинают ворошить информационные массивы и так далее.

Таратута: Разговор идет о вас непосредственно.

Белых: Я не склонен обсуждать, как то или иное событие скажется на политической судьбе губернатора Белых, как это повлияет на отношение к нему со стороны федерального центра, что скажет графиня Мария Ивановна и так далее. Еще раз говорю: я готов отвечать и регулярно отвечаю на вопросы, касающиеся социально-экономического развития региона. Есть вопросы – давайте по ним разговаривать, есть вопросы по рождаемости, по смертности, по заболеваемости, есть вопросы, связанные с результатами ЕГЭ, есть вопросы, связанные с тем, как развивается то или иное предприятие – я готов на все эти темы разговаривать.

Давлетгильдеев: Судя по вашему ответу, вы будете участвовать в следующих губернаторских выборах, которые в Кировской области пройдут.

Белых: Есть такая пословица: человек предполагает, а Бог располагает. Бог, а не другое лицо, как бы ни хотелось другим это дело представить. На сегодняшний момент я готов, я чувствую в себе силы и желание эту работу продолжать, но учитывая, что мы говорим о событиях, которые пройдут больше, чем через год, я, как любой здравый человек, прекрасно понимаю, что завтра метеорит может упасть на планету Земля, и Земля исчезнет.

Таратута: А досрочные, как в Москве, сейчас модно переносить.

Белых: Сейчас даже смысла нет, если сейчас досрочно попытаться подать в отставку, то в любом случае выборы состоятся в сентябре следующего года. Поскольку единый день голосования, а все, что касается сентября этого года, уже все дедлайны прошли. Раз мы говорим о событиях, до которых еще больше года, говорить, что у меня план такой, вот список избирательного штаба и имя избирательного счета, на который вы можете перечислить свои пожертвования – это глупо, согласитесь. Поэтому я говорю, что на сегодняшний момент я ощущаю в себе силы, готовность и желание идти на эти выборы. Что будет через год – покажет время. Мы можем собраться в этой же студии или в какой-то другой и на эту тему поговорить.

Таратута: Вы начали сами говорить о кейсе Якунина. Скажите, что это было, по-вашему?

Белых: Я не знаю и, в отличие от ваших и некоторых моих коллег, не пытаюсь анализировать. В конечном итоге все сводится к конкуренции двух теорий – теории бардака и теории заговора. То есть был ли это какой-то заговор, если да, то кем организованный, против кого или за кого. Или это действительно некий бардак, связанный с действиями хакеров внешних структур, направленных на то, чтобы потроллить систему. Не знаю. Более того, я считаю, что люди, которые не занимаются этим профессионально, анализом подобных ситуаций, заниматься не должны. Когда я встретил здесь господина Мишарина, я говорю: «Что это было?», - «Не знаю». Держать его за рукав, все-таки мы были коллегами, был губернатором Свердловской области: «Что же, как ты считаешь?», я точно не буду этого делать.

Таратута: Он в хорошем настроении?

Белых: В нормальном, рабочем. Я думаю, что у Владимира Ивановича тоже хорошее настроение. Я рассчитываю с ним пересечься, у меня есть к нему один вопрос, касающийся деятельности одного из предприятий Кировской области, который производит технику для РЖД. Форум - это не столько круглые столы и семинары, сколько возможность в течение короткого времени в достаточно плотном режиме встретиться с людьми, на организацию встреч с которыми в обычной жизни тебе пришлось потратить несколько месяцев. Сегодня за несколько часов работы форума я переговорил с Грефом, переговорил с Шуваловым, и это только начало работы, которую мне еще предстоит три дня вести.

Таратута: А чего вы ждете от завтрашнего выступления Путина?

Белых: В конечном итоге любое выступление президента на таком мероприятии рассматривается, как некий посыл, адресованный, прежде всего, бизнес-сообществу. Есть послание Федеральному собранию, послание государству, есть обращение к гражданам в иных форматах, в том числе, прямые линии, то это, в основном, посыл экономическому сообществу. Если вы помните, в прошлом году была обозначена тема бизнес-омбудсмена, уполномоченного по правам предпринимателей. Мое предположение, что в этот раз может пойти разговор о конкурентоспособности России. Я знаю, что эта тема волнует президента.

Несколько дней назад у нас было обучение губернаторов трехдневное, организованное администрацией президента при содействии Сбербанка, были приглашены лучшие специалисты в управлении, как науки, со всего мира. Там на выступлении выступал президент, и он сказал, что мы должны четко понимать, что мир развивается быстрее, меняется быстрее, чем мы. Если мы не научимся хотя бы догонять это развитие, то мы безнадежно отстанем, и развитие многих отраслей нашей экономики - яркое тому подтверждение.

Много ли вы знаете предприятий конкурентоспособных на мировом уровне, если убрать сырьевой сектор? И повисает пауза в воздухе. Поэтому как мне кажется, тема конкурентоспособности страны в новых условиях, конкурентоспособность управленческая. Сейчас тоже очень модно теория о том, что природные ресурсы не определяют конкурентоспособность. Вообще все, что можно купить за деньги, не определяет конкурентоспособность, потому что этот как раз то, что может уравнивать все. А вот как раз креатив, не оформленный в виде конечных продуктов, технологий и так далее, некая пассионарность, потенция - вот это те вопросы, которые, с одной стороны, сложно пощупать и сложно купить, но которые во многом определяют перспективы развития, как отдельно взятого предприятия, как отрасли, так и страны. Возможно, речь пойдет о другом, но мне почему-то кажется, что как вокруг темы конкурентоспособности, и что бизнес может сделать для развития конкурентоспособности, будет весьма актуально. Хотя это в любом случае - тема совместных действий бизнеса, власти и гражданского общества.

Давлетгильдеев: А власть готова бизнесу помогать?

Белых: Я понимаю, что у аудитории «Дождя» я сейчас вызову реакцию неприязни, я могу сказать, что бизнес и власть друг друга стоят. Как говорят, что общество имеет ту власть, которую оно заслуживает, с бизнесом абсолютно то же самое. Потому что когда мы говорим о том, что государство не помогает малому и среднему бизнесу, если вы зададитесь вопросом, а кто платит «серые» заработные платы, уходит от налогов, совершает другие вещи, которые в цивилизованном мире недопустимы, вы увидите, что это малый и средний бизнес. Как раз крупные корпорации в силу простоты администрирования этих вопросов стараются этим не грешить. Понятно, что если мы сейчас поставим себе цель выяснить, кто виноват, то мы будем выяснять, как в детские годы, кто первый толкнул, кто драку начал. Надо сейчас констатировать, что есть серьезные проблемы, как у власти по отношении к бизнесу, так и у бизнеса по отношению к власти.

Этот год в Кировской области объявлен годом предпринимателей, на нашем аналогичном форуме мы подписали соглашение правительства и основные предпринимательские организации и союзы, как всероссийские - «Опора», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата, так и наши профильные - Союз кондитеров, Союз меховщиков и так далее. Как раз мы тут говорили о совместных действиях, мы говорим о том, что власть должна делать много для популяризации бизнеса как такового, но при этом сам бизнес должен соответствующим образом себя вести. Потому что если мы будем каждый день показывать ролики о том, какой замечательный субъект предпринимателя, а соседи по дому будут видеть, как он себя ведет, и это никак не будет соотноситься с тем, что мы показываем по телевизору, согласитесь, толку от этого будет немного.

То же самое мы говорим, что надо оказывать помощь и поддержку с точки зрения различного вида механизмов - субсидирования процентных ставок, налоговых льгот, но при этом само бизнес-сообщество будет игнорировать налоговую дисциплину. У меня есть случай, там небольшой бизнес, и имело место регистрация 26 раз. Вполне возможно, налоговая ведет себя неадекватно, но согласитесь, что и такое действие предпринимателя назвать правильным нельзя.

Поэтому наша задача… сейчас модно использовать такой термин «дорожная карта», по большому счету, речь идет о том, что на любом уровне должна быть некая «дорожная карта». Констатируем, что есть серьезные проблемы во взаимоотношениях власти и бизнеса, точно так же, как между властью и обществом, точно так же, как и общества с бизнесом. Эта проблема может быть решена только совместными действиями синхронизированными, координированными, управляемыми. Эту повестку необходимо серьезно расписать, потому что если кто-то считает, что возможно ситуацию изменить только действиями властей, тот сильно ошибается.

Когда предполагается, что бизнес или общество должны сказать: «Ну-ка давайте посмотрим, что вы нам здесь изобразите», ничего хорошего не будет. Поэтому если есть готовность к диалогу, мы в регионе готовы к этому, мы готовы к этому совместно идти, точно путь будет нелегким. Наивно предполагать, что после долгих, продолжительных боев слились в страстном объятии и начали жить и развиваться совместно. Это в любом случае будет путь сложный.

Таратута: Ваш монолог сейчас напоминает недавнее выступление Светланы Орловой, которая отчитывалась перед президентом и говорила, что раньше-то она законы писала, а теперь она делом занята, и эти законы пытается воплотить.

Белых: Дай Бог, здоровья Светлане Орловой и Владимирской области.

Таратута: В некотором смысле вы повторяете эту историю, поскольку раньше были бизнесменом, а теперь со стороны власти общаетесь с этим самым бизнесом.

Белых: После полугода работы я произнес на Пермском форуме фразу, после которой меня придали остракизму ряд моих коллег, когда я сказал: «Когда я был представителем общества в рамках политической деятельности, я очень не любил власть, я ее и сейчас не люблю, но сейчас я и общество ненавижу». В определенных процессах, особенно активных, теряется ощущение репрезентативности и объективности, когда вокруг тебя какое-то количество единомышленников, которые мыслят одинаковыми категориями, у вас общие взгляды и позиции, возникает такое ложное ощущение, что таких очень много или все находятся примерно в такой же категории.

Когда ты начинаешь общаться с другой стороны, когда после первого контакта общественной организации, круглого стола, протягиваете друг другу руки, пожимаете, ты идешь на уступки, а они тебя кидают на следующий день, тут начинаешь понимать, что не все тут правильно. Как сказала Людмила Михайловна Алексеева, это жизнь, надо продолжать работать. Я в этом плане точно также, когда говорю о тех проблемах, я же не говорю, что эти виноваты, эти плохие, я говорю, что это наша совместная работа. Работа по построению государства - это совместная работа бизнеса, общества и власти.

Давлетгильдеев: Так же говорил Владимир Путин недавно в Манеже на съезде «Народного фронта».

Белых: Я же не оцениваю, что будет в результате, этот тезис взаимодействия мне очень нравится, потому что я с этим живу каждый день, этим невозможно управлять по средствам iPad, iPhone или чего-то еще. Это постоянная коммуникация, это постоянный контакт. Более того, с власти спроса больше - это правда. Знаете, когда мы с братом моим в детстве дрались, мама говорила, что кто умнее, тот прекратит.

Таратута: А кто прекратил?

Белых: В ситуации с братом по-разному бывало, поэтому он прокурор, а я в другой ситуации. Так и здесь, с власти спроса действительно больше, и власть действительно должна делать первые шаги, но считать, что только этим должно ограничиваться, это большое заблуждение.

Давлетгильдеев: А как вам, кстати, вообще то, что произошло на съезде «Народного фронта»?

Белых: Все было так внезапно и быстро.

Давлетгильдеев: Вас не звали туда?

Белых: Все губернаторы там присутствовали.

Давлетгильдеев: Я имею в виду вступать.

Белых: Не то, что не звали, категорический запрет на некое участие в активной партии учредителей, понятно, что я там в очереди не стоял, но слышал, что кто-то хотел.

Таратута: То есть ваша репутация не подходит для «Народного фронта»?

Белых: Нет, вы знаете, я же политики наелся в разных ее ипостасях, поэтому не то, что я для себя сделал выбор, что к политике отношения иметь не буду, я для себя очень четко разделил, что политика - та вещь, которой нельзя заниматься в режиме парт-тайм. То есть нельзя ты до четырех часов дня руководишь областью, а после четырех ты занимаешься парт-строительством. Не бывает такого. Ты или одним занимаешься, или другим. Для меня сейчас приоритет – это управление сложным конгломератом, сложным регионом, где нет возможности что-то скрыть за красивыми словами, где цифры показывают, что ситуация меняется, и люди это ощущают, или нет, тут же не спишешь на кого-то это все. Поэтому я ни в каких политических, ни даже в общественно-политических процессах стараюсь не держаться, я дистанцируюсь.

Когда зовут в качестве гостя, ради Бога. Вы меня зовете, не я же навязываюсь, вы зовете, я к вам хорошо отношусь, поэтому прихожу и на те темы, которые вы у меня спрашиваете, говорю. Было скоротечное, внезапное, все прошло, все правильные слова сказали. Я с Галушка разговаривал потом, он искренне в это верит. Это хорошо, потому что когда человек не верит в то, чем он занимается, даже когда верит, не факт, что получается, а когда не верит, это уж точно. Галушка очень активно мне рассказывал, я ему сказал: «Ну дай Бог, если ты действительно так веришь. Пусть у тебя все получится».

Давлетгильдеев: Перед ним такая задача и стоит - наладить диалог между средним, малым бизнесом и властью?

Белых: Это одна из основных задач по его линии.