Андрей Комаров: наш беспилотный летательный аппарат осуществляет все виды работ, которыми раньше занимались вертолетчики, но стоит в 30 раз дешевле

Ведущие ДОЖДЯ Ренат Давлетгильдеев и Татьяна Арно в рамках ПМЭФ-2013 в Санкт-Петербурге побеседовали с акционером Челябинского трубного завода Андреем Комаровым.

Комаров: Беспилотный летательный аппарат, который  мы сконструировали, называется «Челпайпер-75». Он летает на территории, осуществляет все виды работ: аэрофотосъемкой занимается, обнаружением аварий, диагностикой местности – всеми видами работ, которыми раньше, например, занимались вертолетчики. Только это в 30 раз дешевле.

Давлетгильдеев: Это, в первую очередь, для того, чтобы вы могли контролировать как дела у тех труб, которые вы сами произвели и предоставили компании «Газпром»? Получается, что вы осуществляете полный цикл: не только производство труб, но и контроль за тем, чтобы все работало хорошо?

Комаров: В составе группы ЧТПЗ есть компании «Римера». Это часть нашей стратегии. Эта компания занимается не только поставкой и производством труб, мы производим насосы, погружное обоурдование, мы осуществляем сервис скважин, занимаемся ремонтом, поставками кабелей, диагностикой. Мы осуществляем огромный сектор, который закрываем помимо поставки труб – сервис. Это примерно четверть нашей выручки. По разным годам выручка в разделе сервис достигает 1 млрд. долларов – это очень серьезный для нас кусок бизнеса. Поэтому беспилотный летательный аппарат – это один из видов услуг, который мы хотим предоставить нашим клиентам.

Давлетгильдеев: Мы говорили про некие вызовы, которые связаны с географической сложностью, когда вам приходится работать в жутких условиях. Ваши технологические инновации чем закончились? Вы придумываете новые соединения металлов, производите трубы из космических…?

Комаров: Группа ЧТПЗ открыла миру такое понятие, как «белая металлургия». Наш амбициозный проект – «Высота 239», а за последние три года мы потратили на реконструкцию и модернизацию производства 2,5 млрд. долларов – является эталоном промышленного дизайна, производства, технического достижения в нашей сфере. Мы взяли в мире все, что есть новое – оно все сосредоточено у нас в белой металлургии, в Челябинске, на высоте «239». Мы не просто купили оборудование, мы использовали 26 российских патентов, чтобы зашить это в производство наших труб. Мы создали учебный центр, который готовит специалистов другого уровня и класса, чтобы мы могли выпускать новый продукт. Сегодня одна труба стоит порядка 30 тыс. долларов, это среднего класса автомобиль. Требования к качеству растут каждый год.

Давлетгильдеев: 30 тыс. долларов – одна труба? Какие у нее параметры?

Комаров: Она в длину может быть 12 м, может – 18 м. Стенка – до 45 мм. Она стоит 30 тыс. долларов.

Арно: Вы упомянули, что у вас есть обучающий центр, чтобы готовились люди, способные работать на этом оборудовании. Это престижная профессия – пойти в эту индустрию? Люди охотно идут, обучаются и работают у вас до конца жизни?

Комаров: Быть белым металлургом – это не просто престижная профессия, это очень престижная профессия. Мы когда заканчивали комплектацию своего проекта «Высота 239», имели конкурс 20 человек на место, на рабочие профессии. И мы не всех брали, пришлось комплектовать половину рабочих мест людьми с высшим образованием. Это ненормально. У нас, к сожалению, существует огромная проблема в стране – это среднепрофессиональное образование. Это люди, которые своими руками создают добавленную стоимость, делают это производство, от рук которых и ума, отношения к труду зависит качество продукции, которое впоследствии эксплуатируется. Мы создали свою собственную базу, свой собственный учебный центр. По дуальной системе мы готовим своих собственных студентов. Первый год конкурс был 5 человек на место, второй год – 16 человек на место. Это очень престижно, уже не говоря о том, что предприятия наши, конечно, обладают трудовыми династиями. В сумме, бывает, семья работает 300 лет, например, и больше. Но я говорю про молодежь, про новые подходы, про новые рабочие места, про то, что сегодня существует проблема с людьми, которые способны эксплуатировать новые технологические линии, требования к которым растут каждый год. С этим сегодня проблемы. И я считаю, что тот способ, который мы используем у себя в компании, может быть, лучший пример в стране, он работает.

Давлетгильдеев: Бесплатное образование?

Комаров: Разумеется. Мы ушли от истории, когда… помните, раньше нужно было отработать сколько-то на предприятии? 5 лет, 3 года… Мы считаем, что цепочка должна быть другая: большой конкурс на входе в учебное заведение, высокие требования к обучающимся в процессе учебы и конкурс при приеме на работу. Если цепочка не работает, тогда надо связывать молодого человека контрактом, чтобы он отрабатывал. Если цепочка работает, то там стоит очередь.

Арно: Как вырастет рынок труб в ближайшее время за счет таких крупных проектов, как «Южный  поток», расширение «Северного потока», ответвлений в Китай от нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»?

Комаров: Мы считаем, что это может серьезно – особенно в наше непростое экономическое время, в котором мы находимся здесь, и на Форуме, и что обсуждается здесь – стабилизировать работу трубных компаний, металлургических компаний, если эти проекты состоятся вовремя, в те сроки, которые они объявлены, и мы выполним, разумеется, эти проекты. Большого увеличения мы не ждем, но если мы выполним все эти заявленные проекты, это даст стабильную загрузку нашей отрасли на три года вперед. 

Купить подписку
Комментировать (0)
Другие выпуски
Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера