«Цензуры вроде бы нет, но прийти могут к любому». Цена свободы искусства в эпоху путинской стабильности

Диалог Марины Давыдовой и Константина Сонина
10 августа, 23:27
7 218

Тема этого выпуска «Диалогов» — «Экономика и культура в эпоху стабильности». Театральный критик Марина Давыдова и профессор ВШЭ Константин Сонин поспорили на тему того, как государство осуществляет идеологический контроль через экономические механизмы при официальном отсутствии понятия цензуры.

Фото: facebook.com/openlibr

Николай Солодников: Наш разговор будет, видимо, сложным, уж очень масштабные вещи мы затрагиваем. Мы будем говорить об экономике и культуре в эпоху стабильности. Нам надо будет разобраться, во-первых, с терминологией, понять, что такое стабильность, путинская стабильность и вообще как там всё взаимосвязано. Но я надеюсь, что наши спикеры помогут нам в этом разобраться или мы всё-таки окончательно в этом запутаемся.

Мы поговорим о том, как сосуществуют в одном пространстве в одно время две такие важные отрасли человеческой деятельности, как экономика и культура, как они зависят друг от друга, что в данном случае первичнее, что яйцо, а что курица, что стоит во главе человеческого жизненного процесса, культура или экономика, или это вещи, которые не работают на опережение друг друга и существуют как-то параллельно.

Вопрос существования культуры сегодня в стране, в эпоху так называемой стабильности... вы сами видите результаты. Результаты разные: какие-то театры, институции процветают, какие-то находятся под угрозой закрытия, а кто-то вообще под угрозой ареста. Тут есть о чём поговорить и есть что сравнить с современным мировым опытом.

Итак, я с большой радостью представляю наших собеседников. Во-первых, человек, который первый раз участвует в «Диалогах», и для нас это большая честь, — главный редактор журнала «Театр», театральный критик Марина Давыдова. Ваши аплодисменты!

И человек, который принимал участие одним из первых в «Диалогов», это было уже почти 5 лет назад, и вот он снова с нами, экономист Константин Сонин. Ваши аплодисменты.

Я размышлял в одиночестве о том, с чего начать этот диалог. И всё-таки мы начнем его с дела «Седьмой студии». Потому что, на взгляд обывателя, неофита, непрофессионала, человека со стороны, имеющего опосредованное отношение к культуре, как я в данном случае, кажется, что в том, что сегодня происходит в этом деле в Басманном суде, сходятся и экономика, и культура. Был позапрошлый номер журнала «Театр», целиком посвященный делу «Седьмой студии», где подробно описывалась вообще медведевская эпоха — эти четыре года правления президента Медведева, когда нам всем казалось, что всё обрело какие-то новые очертания, какое-то новое качество. В связи с этим так часто звучало слово «модернизация».

Не звучало слова «прорыв», но звучали слова «модернизация», «инновация» и так далее. Естественно, это переносилось на все другие сферы жизни, в том числе и на культуру.

Марина, насколько история Кирилла и того, что происходит с его коллегами сегодня, в годы нового президентства Путина и путинской экономической стабильности, кажется вам показательной во взаимоотношениях экономики, культуры, ну и политики, над всем этим довлеющей?

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю