Зачем РПЦ «Викинг», Исаакий и скрепы?

Протоиерей Алексей Уминский и филолог Ольга Седакова обсуждают, откуда в церкви появилась политика, коррупция и ксенофобия
14 марта, 13:15
3 513 1
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Протоиерей Алексей Уминский и филолог Ольга Седакова обсудили религиозную среду в Россиии отношения РПЦ с миром и другими конфессиями. Откуда в церкви появилась политика, коррупция и ксенофобия, куда делся «стихийный кредит доверия к церкви» после 25 лет в современной России и как еще изменилась церковь в новейшей истории — в новом выпуске «Диалогов».

Солодников: Добрый день, дорогие друзья. Мы рады вас приветствовать на новом сезоне нашего проекта «Диалоги», диалоги «Открытой библиотеки». Это уже четвертый наш сезон. Сложно в это поверить, но четвертый год мы уж делаем этот проект, и делаем его регулярно. Это каждый месяц каждые последние выходные месяца.

Но вот с этого года у нас теперь нет нашего постоянного какого-то дома. Но всё, что ни делается, всё к лучшему. Зато мы обрели много новых прекрасных домов, которые с радостью нас встречают. И это абсолютно взаимная радость. И я хочу сказать в первую очередь огромное спасибо вот сегодня Александринскому театру и Валерию Фокину, и всем тем, кто помог нам здесь оказаться, и они согласились нас принять. Это для нас огромная радость. Спасибо огромное, спасибо, что мы здесь.

Я могу сразу сказать, что следующие Диалоги состоятся 25 февраля, они состоятся в Эрмитаже, в главном штабе, там, где мы уже с вами встречались несколько раз. Вот. А как будет дальше, где мы будем находиться, ну, соответственно, по мере развития событий мы будем об этом сообщать.

По поводу сегодняшнего дня, что нас сегодня с вами ждет? В 16:30 начнется диалог двух замечательных историков, академика Юрия Сергеевича Пивоварова и Юлии Кантор, мы будем говорить об отношениях российской власти с российской историей, с русской историей. В разные моменты совместного существования, скажем так. Без сомнения, мы будем говорить и о сегодняшнем дне, и о том, что сегодня происходит с российской, русской исторической наукой, с исторической наукой в целом и как сегодня складываются отношения с теми, кто к этой науке имеет непосредственное и опосредованное отношение, скажем так. Мне представляется, что сегодня такой разговор очень и очень важен, там есть несколько очень таких, болевых точек, о которых надо говорить без сомнения.

В 18:00 состоится диалог Алексея Венедиктова и Антона Красовского, это будет разговор, посвященный не только выборам в США и фигуре Дональда Трампа, это будет разговор о новом феномене, о новом вызове, который стоит перед всем цивилизованным миром. И эти вызовы включают в себя несколько явлений: это и выборы Трампа, это и Брексит в Англии, и это грядущие выборы во Франции, и то, что сегодня происходит в Польше. И, конечно, то, что происходит у нас, да?

Вот, что это за явление такое, что это за новые вызовы, что это за новые голоса, которые теперь слышны в политике и которые, может быть, формируют политику сегодняшнего дня, и как это отразится на судьбе нашей с вами страны, нашего Отечества, вот об этом мы будем говорить в 18:00.

А сейчас я с большим-большим удовольствием приглашаю сюда, на эту сцену людей, которые, мне кажется... Вот, сегодня вообще вокруг всех этих историй, в том числе истории с Исаакиевским собором, вот, первые голоса, которые должны были быть слышны громко, которые должны были бы участвовать в этой общественной дискуссии, которая могла бы состояться и развернуться, это голоса вот таких людей. Это протоиерей Алексей Уминский и Ольга Александровна Седакова. Ваши аплодисменты.

Микрофоны все работают, микрофоны у вас. И этот диалог мы назвали «Православие и мир», и мы хотели в первую очередь поговорить о фигуре, о личности отца Александра Меня. О том значении, о том влиянии, о его влиянии на интеллектуальную, религиозную среду в России, о том, каким он был человеком и что он значил для нашей страны.

Но, конечно, мы, вот, сейчас, перед началом, без сомнения говорили о том, о чем и вы говорили сегодня, и на протяжении всех последних дней. Это судьба Исаакиевского собора и та дискуссия, те разговоры, которые ведутся по этому вопросу. И многие из вас сегодня пришли сюда с Марсова поля, где в таком формате тоже каким-то образом обсуждался этот вопрос.

И я, долго не формулируя, просто спрошу вас. Ольга Александровна, как вы вообще относитесь к этому процессу, к этому событию? Что вы по этому поводу думаете?

Седакова: Ну, мы как раз до того, как выйти на сцену, уже об этом говорили и, кажется, с отцом Алексеем сошлись в том, что здесь нарушены в самом процессе передачи храма, нарушены какие-то основные правила поведения в обществе. То есть просто если бы всё это происходило другим образом, если бы это было как-то согласовано, выслушано, обдумано, то это не вызвало бы такого противостояния, я думаю.

И, вот, как и писал Пиотровский, я думаю, что задача всех (и церкви в том числе) хранить мир каким-то образом в обществе, которое и так раздирается разнообразными расколами. Вот это явно было нарушено.

Солодников: А нарушено с чьей стороны в первую очередь?

Седакова: Со стороны тех, кто принял это решение передать без согласования с городом, с обществом.

Солодников: Отец Алексей?

Уминский: Ну, мы да, действительно, об этом говорили. Я как раз хотел еще, вот, как-то и вспомнить те слова, которые мы обсуждали при этом о том, что, на самом деле, вот в Москве нет этой проблемы, потому что музейное сообщество и церковь за долгие годы успели выработать очень хороший модуль, модель взаимоотношений.

Комментарии (0)
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски

Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера