«Мы мухи, которые не дают заснуть жирному телу кинематографа»: Антон Долин и Андрей Плахов о «Нелюбви» Звягинцева, Каннах и значимости кинокритики

15 сентября, 15:38
1 843 0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Участниками очердной дискуссии в рамках проекта «Диалоги» стали журналист, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин и кинокритик Андрей Плахов. Они вспомнили российского культуролога Даниила Дондурея, возглавлявшего «Искусство кино» до своей смерти в мае 2017 года и обсудили влияние, которое он и издание оказали на всю современную российскую культуру. Гости также поговорили о том, какую миссию на себя берет человек, пищущий о кино в современной России и попытались понять, как творчество режиссера Андрея Звягинцева — совершенно особое явление для российского кинематографа.

Н. Солодников: Добрый день, дорогие друзья. Наш проект — «Диалоги», «Открытую Библиотеку» — на протяжении уже нескольких лет старательно пытаются втянуть в политическое пространство. Мы об этом говорили десятки раз. В какой-то момент прекратили, но сейчас я просто вынужден еще раз сказать, что мы — не политический проект. И на всех выступлениях это подчеркиваем. Мы — общественный, культурный, просветительский, как угодно можете его называть, но не политический. К политическому пространству я и мои коллеги относимся в высшей степени презрительно. И точно не ставим его на один уровень с пространством культуры, с пространством образования и с пространством просвещения. Для нас эти проблемы куда важнее, чем политические дискуссии, баталии и пространство политики вообще. Но мы будем продолжать двигаться только по этой дорожке, что бы ни происходило. И я хочу сказать вам огромное спасибо за ту поддержку, которую вы нам оказываете, где бы мы ни оказались.

Мы назвали первый диалог «Искусство кино» и договорились, что было бы справедливо начать этот разговор с воспоминаний о человеке, который принимал участие в «Диалогах» и был для нас очень важен и дорог. Это Даниил Борисович Дондурей, который умер в этом году. Очень важный человек для русской культуры.

Антон, к вам первый вопрос. Кем для современной кинокритики, для современной культуры был Дондурей, на ваш взгляд?

А. Долин: Для кинокритики он был крестным отцом в каком-то смысле. Но надо начать с главного — Дондурей не был кинокритиком и очень не любил, когда его называли кинокритиком. В какой-то момент, конечно, смирился, потому что главный редактор журнала «Искусство кино» обязан быть по совместительству кинокритиком.

Он был человеком, который возглавил четверть века тому назад этот журнал, один из старейших в мире, точно — старейший в России журнал о кино. Во многих отношениях уникальный. Это было самое начало постсоветской России, и какие-то направления дальнейшего движения для серьезных советских институций не были ясны, в том числе для «Искусства кино». Журнал был выдающимся, но, конечно, имел свои особенности такого, очень советского, фундаментального, серьезного журнала, часто выражавшего какую-то официальную точку зрения, хоть и не всегда.

И Дондурей каким-то фантастическим образом расширил это поле разговора о кино. Можно сказать — вокруг кино, но это будет не совсем точно. Кино и журнал стали для Дондурея универсальной отмычкой вообще для культуры и общества — он был социологом, для связи культуры и общества. И это продолжалось на протяжении всех лет, что он возглавлял журнал. И продолжается, надеюсь, до нашего дня

Персонально для меня он стал одним из двух-трех людей, которые меня ввели в профессию, потому что я никогда не учился кинокритике, я выпускник филфака. Другой из этих людей сидит здесь, это Андрей Плахов. Но Даниил Борисович просто был тем, кто предложил мне написать в 2000 году первую серьезную статью. Я тогда был корреспондентом на радио «Эхо Москвы» и специализировался по каким-то парламентским новостям. Это вообще никакого отношения не имело к кино и к культуре. Я оказался в Каннах, там познакомился с Даниилом Борисовичем. Он говорит: «Ну, вот, давайте, попробуйте». И я с этого начался, всерьез попробовал себя в этом качестве. Но таких как я было не сосчитать, сколько.

Комментарии (0)
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски

Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера