Ждать ли ослабления рубля после Нового года? Объясняет Олег Вьюгин

25/12/2018 - 14:06 (по МСК) Лев Пархоменко

Профессор ВШЭ Олег Вьюгин о том, ждать ли ослабления рубля в начале следующего года и какие факторы могут повлиять на российскую валюту.

Тут хочется докрутить эту тему рублем, который все равно всех продолжает беспокоить, несмотря на то, что, в общем, так или иначе он в каком-то коридоре находится и, кажется, даже уже не очень сильно зависит от нефти или не только от нефти.

Стоит ли здесь, как вам кажется, ждать каких-то потрясений? Потому что сразу очень любят в последнее время разную разводить конспирологию, что вот неспроста запретили обменникам вешать свои табло на улице! Это чтобы люди потом не увидели, что там будет. И в этом смысле прекрасная, конечно, байка про то, что вот уже закупили какие-то, значит, пятизначные табло, чтобы там показывать какой-то страшный курс.

Как вам кажется, действительно есть ли тут какие-то большие риски у нас в будущем году, исходящие из нынешнего?

Конечно, таких рисков нет, как вы сказали. Рубль слабеет из-за того, что слабеет экономика. Все просто. Фактически рубль же отвязан от цен на нефть во многом, в существенной степени за счет бюджетного правила, то есть правительство не расходует доходы, которые получает бюджет от цены на нефть свыше 40 или 45 долларов за баррель. Все это аккумулируется. А рубль-то слаб, все равно он 66, 67, сейчас 68 рублей за доллар.

Проблема в том, что, видимо, сейчас отток капитала. Отток капитала ― это тоже признак слабости экономики. Сильная экономика привлекает капитал, слабая ― отторгает, вот и вся история. И, конечно, поэтому мы имеем тот рубль, который сейчас. Конечно, всех интересует, а будет ли он еще слабее. Есть такие шансы, особенно если Центральный банк выйдет на рынок с покупкой валюты в пользу Минфина, от которой он отказался в сентябре.

Да, и в январе планирует вернуться.

Да. Если он вернется и отток капитала продолжится, то еще, может быть, ослабеет рубль на три единицы, на две.

Понятно, что, с одной стороны, тренд ясен, он так или иначе потихонечку падает. Вопрос в том, могут ли быть какие-то шоки, резкие скачки или что-то подобное.

Резкий шок может иметь только, скорее всего, внешнеполитические причины, потому что внутриполитические ― власти не настолько… Они достаточно грамотные в России, экономисты, финансисты и политики во многом, чтобы не принимать какие-то шокирующие решения внутри страны для того, чтобы навредить экономике. Хотя некоторые решения принимаются.

Да.

Они имеют там тоже фактически внешнеполитические корни, честно говоря. То есть мы можем ждать только внешнеполитических шоков.

Фото: Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Другие выпуски